Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций. 7 страница

Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:

на пограничных железнодорожных станциях;

— на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

— на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;

— на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, — на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).

Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.

Таможенное оформление физических лиц осуществляется:

— непосредственно в вагонах пассажирского поезда;

— на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу, с учетом местных условий, руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Товарные поезда и перевозимые на них грузы, также и другие товары и транспортные средства, вывозимые за пределы страны и ввозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотив и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе.

Проводится визуальный осмотр, в необходимых случаях — досмотр провозимых товаров, а также организуется их сопровождение.

Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных постах ( внутренних таможнях — на специально отведенных путях товарных железнодорожных станций), проверка железнодорожных документов — в технических конторах товарных погранстанций.

По требованию таможни железная дорога обязана предъявить к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т.п.).

При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающих грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу/вывозу товаров; товаров, на ввоз/вывоз которых имеются количественные ограничения; недекларированных товаров; незаконного провоза валюты проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении.

 

7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках

 

Таможенный контроль за международными авиационными перевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя:

— контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

— контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении;

— контроль воздушных судов;

—контроль территории аэропортов.

Таможенный контроль на линиях международного пассажирского авиасообщения и таможенное оформление товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже авиапассажиров, в пассажирских комплексах аэропортов осуществляется в специально отведенных для таможенного оформления местах.

В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний.

При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т. е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов.

В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Соответственно, линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих..

Прибывшие пассажиры по окончании паспортного контроля получают свой багаж и следуют на линию таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ.

Время на проведение досмотровых мероприятийустанавливается исходя из требований обеспечения соблюдения расписания полетов воздушных судов и соблюдения требований законодательства о порядке перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.).

 

7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками

Таможенный контроль за грузовыми автомобильными пере­возками можно разделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров, и таможенный контроль товаров.

Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска, в пути следования и в местах доставки товаров.

Таможенный контроль автотранспортных средств преследует следующие цели:

— выявление и пресечение использования транспортных средств, специально оборудованных для сокрытия товаров от таможенного контроля;

— недопущение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международных перевозок пассажиров и официальных грузов;

— проверка соответствия транспортных средств техническим требованиям для доставки грузов под таможенным контролем.

Досмотр автотранспорта и перевозимых товаров заключается в проверке фактического соответствия товаров и транспортных средств сведениям, указанным в документах, в целях выявления товаров, не предъявленных для таможенного контроля и пресечения их незаконного ввоза или вывоза.

Для досмотра товаров на погранпереходах оборудуются специальные места — досмотровые склады, оснащенные необходимой погрузочно-разгрузочной техникой, приборами, оборудованием и инструментами.

В случае невозможности оборудования мест досмотра товаров непосредственно на автопереходе досмотр товаров организуется на ближайших приграничных складах временного хранения.

Досмотр автотранспортных средств — технически сложная операция, требующая специальной профессиональной подготовки, знания конструктивных особенностей транспортных средств и владения профессиональным инструментом и техническими приемами автомеханика. Досмотр автотранспорта производится, как правило, непосредственно в режимной зоне автоперехода в досмотровых боксах, оснащенных досмотровыми ямами или подъемниками.

Товары, перемещаемые в ручной клади и багаже, могут оформляться и контролироваться: непосредственно при нахождении на транспортном средстве; с выгрузкой на перрон; в таможенных залах автопереходов.

Таможенные залы автопереходов оборудуются в зданиях автопереходов для производства углубленного пограничного и таможенного оформления и контроля лиц, следующих через государственную границу, и перемещаемых этими лицами товаров.

Глава 8. Технические средства таможенного контроля

 

В современных условиях, характеризующихся большими объемами перемещаемых через таможенную границу то­варов и транспортных средств, более изощренными способами сокрытия контрабанды и предметов таможенных пра­вонарушений, оперативному составу подразделений таможен­ного контроля и оформления, сотрудникам отделов по борь­бе с контрабандой невозможно эффективно справляться со своими функциональными обязанностями без применения современных технических средств таможенного контроля,

Можно выделить три основных направления применения технических средств таможенного контроля в оперативных условиях в отношении:

- товаров;

- таможенных документов;

- физических лиц.

Подробное рассмотрение правовой базы проведения оперативного таможенного контроля и мероприятий, свя­занных с его непосредственным осуществлением, позволяет создать обоснованную классификацию оперативных задач, требующих применения технических средств, а также выработать требования к технике и наметить пути ее дальнейшего совершенствования и развития.

Конечным результатом такого подхода становится опе­ративно-техническая модель организации таможенного контроля, представляющая собой комплекс оперативно- технических действий сотрудников таможенных органов, обеспечивающий качественное проведение таможенного контроля и эффективность мер по борьбе с контрабандой . и нарушениями таможенных правил с применением технических средств. Эта модель является основой, на кото­рой создается правовая база применения техники опера­тивными сотрудниками при проведении ими комплекса действий при таможенном контроле и оформлении как в отношении товаров, транспортных средств и документов, так и в отношении физических лиц.

Отсюда же вытекает необходимость наличия единой системы управления всеми вопросами применения технических средств таможенного контроля и единой технической политики в таможенных органах.

 

8.1. Таможенная техника

 

Все применяемые таможенными органами технические средства составляют определенную специфическую систему, которую можно .определить как таможенную технику.

Таможенная техника прежде всего призвана обеспечи­вать эффективное и качественное проведение таможен­ного контроля.

В понятие таможенная техника входят следующие основные категории технических средств, используемых при таможенном контроле, таможенном оформлении и его функциональном обеспечении :

- технические средства таможенного контроля, ко­торые применяются непосредственно для проведения фактического таможенного контроля, оформления и досмотра товаров, транспортных средств и лиц, пе­ремещающихся через таможенную границу:

- технические средства таможенной экспертизы;

- технические средства криминалистики;

- технические средства связи и передачи данных;

- технические средства информационного обеспечения таможенной деятельности:

- технические средства охраны и обеспечения соб­ственной безопасности таможенных органов;

- технические средства, применяемые для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

- технические средства таможенного делопроизвод­ства (оргтехника);

Из всех перечисленных категорий таможенной тех­ники важнейшую роль играет первая позиция, а именно, технические средства таможенного контроля (ТСТК). Очевидно, что результаты применения этих тех­нических средств определяют весь ход дальнейшего про­цесса таможенного контроля. Именно с их помощью мо­жет быть установлена достоверность и подлинность пред­ставленных на перемещаемые объекты документов, именно эти технические средства позволяют установить соответствие содержимого товаров и транспортных средств данным декларирующих их документов, “вери­фицировать" объекты таможенного контроля, подтвер­дить правильность категорирования (классифицирования) товара в соответствии с ТН ВЭД в оперативных услови­ях. А уже отсюда следует правильное начисление тамо­женных пошлин, взимание налогов, платежей, досто­верные статистика и валютный контроль, т.е., выража­ясь самыми общими словами, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле.

В большинстве случаев с помощью этой категории тех­ники в процессе таможенного контроля обеспечивается поиск тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах, и в сочетании с применением технических средств криминалистики обеспечивается выявление, пре­сечение и предупреждение таможенных правонарушений.

В отличие от ТСТК, к категории тех­нических средств таможенной экспертизы относится сложная аналитическая лабораторная аппаратура, применяющая­ся в случаях, когда возникает необходимость точно измерить физические, химические или какие-то иные свой­ства объектов, будь то товар или выявленные в процессе таможенного контроля неизвестные материалы и веще­ства. Строго говоря, эти технические средства использу­ются для классификации содержимого объектов таможен­ного контроля на основе научного исследования отобран­ных образцов (проб). Результатом этой работы является выдача официального экспертного заключения, которое впоследствии может иметь доказательственное значение по делам о контрабанде или нарушениях таможенных правил. Эти технические средства во многом заимствова­ны из других отраслей науки и народного хозяйства и при­способлены для решения задач таможенных органов.

Технические средства криминалистики - это прибо­ры, приспособления, инструменты, материалы, предназ­наченные для решения задач таможенного расследова­ния преступлений, отнесенных к компетенции таможен­ных органов, и нарушений таможенных правил, т.е. для решения задач криминалистики. Они в настоящее время заимствуются из практики работы других правоохрани­тельных органов.

Назначение остальных категорий технических средств, входящих в состав таможенной техники, ясно из самих названий. По своему назначению в большей степени они выполняют важные, но вспомогательные функции обес­печения процессов таможенного контроля и таможенного оформления.

 

8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля

 

Исходя из сущности и задач таможенного контроля, условий его проведения применительно к различным уча­сткам контроля, видов объектов, пересекающих таможен­ную границу, можно сформулировать понятие техничес­ких средств таможенного контроля ТСТК следующим образом.

ТСТК - это комплекс специальной техники, применя­емый таможенными органами в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещае­мых через таможенную границу, с целью проверки декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них данным, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.

В предыдущих главах дано определение объектов таможенного контроля. Однако с оперативно-техни­ческой точки зрения, с точки зрения выбора, применения и эксплуатации технических средств необходимо более "тонкое" разделение с учетом вида, габаритов, веса, конструктивных особенностей и т.п. объектов таможенного контроля. Именно эти параметры влияют на выбор методик и средств контроля объектов и их содержимого, выработки эксплуатацион­ных требований к аппаратуре..

Поэтому к объектам таможенного контроля следует отнести:

- ручную кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих;

- несопровождаемый (оформленный грузовой накладной) багаж пассажиров и среднегабаритные грузовые упа­ковки;

- крупногабаритные грузовые упаковки (контейнеры, грузовые платформы, грузовые отсеки автотранспор­тных средств и т.п.);

- все виды транспортных средств;

- международные почтовые отправления;

- конкретных лиц, если есть основания полагать, что они скрывают при себе и добровольно не выдают то­вары, являющиеся объектами нарушения таможен­ного законодательства, контроль за исполнением ко­торого возложен на таможенные органы;

- таможенные документы на товары и транспортные средства (хотя не все документы перемещаются че­рез таможенную границу);

- средства идентификации (атрибуты таможенного обес­печения), наложенные на документы, товары, транс­портные средства и т.п.

Естественно, что непосредственному таможенному кон­тролю с применением ТСТК подвергается как содержимое объектов таможенного контроля, так и сами объекты. На­пример, личные вещи, находящиеся в багаже пассажи­ров - это содержимое, а ручная кладь, ба­гажные сумки, чемоданы, коробки и т.п., где они разме­щаются (это объекты таможенного контроля). Аналогично подвергаются таможенному контролю товары, перевози­мые в транспортных контейнерах (содержимое), и сами контейнеры (объекты).

На основе такого разделения объектов таможенного контроля построена классификация ТСТК, детально рас­сматриваемая ниже.

Основными принципами применения ТСТК (по аналогии с научно-техническими средствами криминалистики) явля­ются:

- правомерность применения;

- научная обоснованность;

- не причинение ущерба и неправомерного вреда объек­там таможенного контроля;

- сохранность обнаруженного предмета таможенного правонарушения;

- этичность;

- эффективность;

- экономичность.

Принцип правомерности применения ТСТК определяет, что использование техники допустимо лишь тогда, когда оно либо прямо предусмотрено или рекомендовано зако­ном, либо не противоречит закону по своей сущности.

Принцип научной обоснованности предполагает возмож­ность получения истинной информации о контролируе­мом объекте и его содержимом. Научная обоснованность применения ТСТК проверяется только практикой.

Принцип не причинения ущерба и неправомерного вреда товарам, транспортным средствам и физическим лицам устанавливает недопустимость применения таких техни­ческих средств и методов, которые бы причиняли вред здоровью лиц или ущерб материальным ценностям.

Применение некоторых видов ТСТК иногда связано с нанесением определенного вреда товарам и транспортным средствам лица, перемещающего их через таможенную границу. Например, если поисковые ТСТК показали нали­чие посторонних сокрытых предметов, заложенных в двер­це автомобиля, то достать их; без разборки конструкции не представляется возможным. При этом может возник­нуть необходимость сверления отверстий в конструкции для изъятия сокрытого вложения. Их размеры должны быть достаточными для выполнения этой операции и не пре­вышать пределов разумного именно с целью не нанесения неоправданных повреждений узлам автомашины.

Принцип сохранности обнаруженного предмета тамо­женного правонарушения означает, что в процессе при­менения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые впоследствии могут отрицательно повлиять на объективность расследования таможенного правонарушения. Единственным субъектом, который мо­жет (и то при определенных условиях) применять техни­ческие средства, влекущие порчу или уничтожение ве­щественного доказательства, является эксперт. Оператив­ные работники поисково-досмотровых групп могут исполь­зовать только те виды ТСТК, которые не влекут измене­ния внешнего вида или уничтожения выявленного пред­мета таможенного правонарушения.

Принцип этичности заключается в том, что применение ТСТК не должно унижать достоинство граждан в процессе таможенного контроля. Процедура досмотра и обследования должна соответствовать нормам морали и нравственности. Это особенно строго должно соблюдаться при применении ТСТК на канале таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров, а также при проведе­нии операции личного досмотра.

Принцип эффективности означает, что при проведе­нии таможенного контроля должны, по возможности, ис­пользоваться такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить полную и объек­тивную информацию о контролируемом объекте.

Принцип экономичности заключается в том, что если получение необходимой информации об объекте таможен­ного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путем, то от применения ТСТК целесообразно отказаться. В том же случае, когда одни и те же результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, необходимо использовать те из них, применение которых связано с наименьшими затратами сил и времени.

Соблюдение описанных принципов имеет важное значение. Мало того, что они должны неукоснительно соблюдаться на всех этапах контроля, но (что немаловажно) руководствуясь ими, можно правильно осуществить выбор того или иного вида ТСТК для решения каждой конкретной оперативной задачи таможенного контроля.

Закрепление за таможенными органами правоохрани­тельной функции и предоставление права проведения опе­ративно-розыскной деятельности усиливает их правовую роль в борьбе с АТП, в том числе и при применении тех­нических средств таможенного контроля в сочетании с иными видами таможенной техники.

Под правомерностью применения научно-технических средств и методов понимается применение их тогда, когда это прямо предусмотрено или рекомендовано законом, либо не противоречит закону по своей сущности. Изло­женное полностью относится и к техническим средствам таможенного контроля.

Таможенный кодекс допускает при проведении таможенного контроля использование ТСТК. Однако их применение ограничивается определенны­ми пределами, а именно:

1. Могут применяться только технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспорт­ным средствам, лицам.

2. Технические средства могут применяться только в определенных формах таможенного контроля, а именно:

- при проверке документов и. сведений, необходимых для таможенных целей;

- при таможенном досмотре товаров и транспортных средств, личном досмотре;

- при учете товаров и транспортных средств;

- при устном опросе физических и должностных лиц;

- при проверке учета и отчетности;

- при осмотре территорий и помещений складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенно­му контролю;

- при иных формах таможенного контроля, предусмот­ренных ТК РБ и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу.

3. Применение техники допустимо в:

- зонах, расположенных вдоль таможенной границы Республики Беларусь;

- местах таможенного оформления и нахождения та­моженных органов;

- иных местах, определяемых ГТК РБ, в которые входят места нахождения декларанта, лю­бого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к таможенным операциям;

- в жилых и производственно - административных поме­щениях, складах, транспортных средствах, не находя­щихся на таможенной территории при проведения про­цессуальных действий по таможенному расследованию нарушений таможенных правил;

- на территориях предприятий-изготовителей, торговых фирм и других организаций при необходимости взя­тия (отбора) проб и образцов товаров.

4. ТСТК не могут применяться в отношении личного багажа особой категории лиц, освобожденных от опреде­ленных форм таможенного контроля .

5. ТСТК не могут быть использованы в отношении ино­странных военных кораблей (судов), боевых и военно-транс­портных воздушных судов и военной техники, следующей своим ходом в связи с тем, что они освобождаются от та­моженного досмотра .

6. Применение ТСТК в отношении личного багажа глав дипломатических представительств иностранных госу­дарств, членов дипломатического и консульского персо­нала представительств и иных лиц, которым предоставлены таможенные льготы, недопустимо, за исключением тех случаев, когда есть серьезные основания полагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз или вывоз которых запре­щен законодательством Республики Беларусь, междуна­родными договорами Республики Беларусь либо регулируется карантинными и иными специальными правилами.

7. Недопустимо применение ТСТК в отношении дипломатической почты и консульских вализ иностранных госу­дарств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, поскольку они не подлежат ни вскры­тию, ни задержанию.

Таможенным органам предоставлено право идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест, где нахо­дятся или могут находиться товары, подлежащие тамо­женному контролю. Идентификация осуществляется путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквен­ной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств и др.

Существенным с точки зрения права применения технических средств таможенного контроля в отношении то­варов и транспортных средств является возможность их использования после выпуска последних, если имеются основания полагать о наличии нарушения таможенного законодательства. Это положение позволя­ет применять ТСТК при проверке наличия товаров, при повторном таможенном досмотре товаров и транспортных средств, при перепроверке таможенных, товаросопроводительных и разрешительных документов на них.

Декларантам, иным лицам, обладающим полномочия­ми в отношении товаров и транспортных средств, и их представителям предоставлено право присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств и по требованию должностных лиц таможенных органов ока­зывать необходимое содействие. Данная пра­вовая норма накладывает определенные требования к ТСТК, поскольку среди этого контингента лиц могут на­ходиться и правонарушители, которым могут стать изве­стны оперативно-технические возможности ТСТК и ме­тодики их применения.

Таможенным органам предоставлено право проведения личного досмотра, как исключительной формы таможенного контроля, когда есть основания полагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, являющиеся пред­метами нарушений таможенного законодательства. И в этом случае законодательство разрешает применение технических средств, ограничивая их использование оп­ределенными конкретными условиями и местами проведе­ния личного досмотра. Применение технических средств должно быть ограни­чено обследованием одежды, обуви, головных уборов и иных, принадлежащих лицу, предметов. В случае необхо­димости обследования тела досматриваемого лица на пред­мет внутренних (внутриполостных) сокрытий привлекаются медицинские работники, которые и осуществляют осмотр в соответствии с установленным порядком.

Изложенное позволяет придти к выводу, что законо­дательством закреплены правовые основы применения тех­нических средств таможенного контроля. Однако на прак­тике возникает еще много различных вопросов, связан­ных с тем, что конкретно может, а что не должен де­лать оперативный работник при таможенном контроле раз­личных объектов и особенно при таможенном досмотре, насколько допустимы те или иные его действия.

 

8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств

 

Анализ существа таможенного контроля, а также ха­рактеристик преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, сущности нарушений таможенных правил и определяющей их нормативно-правовой базы позволяет выделить четыре типа взаимосвязанных задач таможенного контроля, решение которых требует приме­нения технических средств.

Это следующие задачи:

I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, включающие в себя оператив­ную диагностику.

а) таможенных документов и атрибутов (средств) таможенного обеспечения.

б) потенциальных предметов таможенных правона­рушений (АТП).

II. ПОИСКОВЫЕ, включающие поиск и обнаружение:

а) тайников и сокрытых вложений;

б) предметов контрабанды и нарушений таможенных правил.

III. КОНТРОЛЬНЫЕ, включающие:

а) оперативный дистанционный контроль объемов (ко­личеств) отдельных видов стратегически важных сырь­евых товаров;

6) контроль носителей аудио-видеоинформации;

в) наложение атрибутов (средств) таможенного обес­печения;

г) визуальное наблюдение за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля.

IV. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ, содержащие:

а) оперативную классификацию контролируемых то­варов.

В следующих разделах рассматривается содержание, структура и состав каждой оперативной задачи, основные тактико-технические требования, предъявляемые к тех­ническим средствам, необходимым для ее решения.

Первый этап всей последовательности действий при таможенном контроле объектов – оперативная диагностика таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения.

Объектами диагностики являются документы на товар, личные вещи, ценности, валюта, транспортные средства и наложен­ные на объект контроля атрибуты таможенного обеспе­чения. Особое значение имеют документы, служащие потенциальным средством подготовки или совершения правонарушения. К этим документам можно отнести до­кументы: