Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций. 6 страница

Таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр) представляет собой фактический контроль.

Таможенный досмотр — это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через границу, соответствия проверяемых товаров данным, указанным в грузовой таможенной декларации, а также данным, указанным в разрешительных документах государственных органов; предотвращения ввоза или вывоза запрещенных товаров; обнаружения скрытого провоза товаров; выявления товаров, перемещаемых без документов; определения характеристик товара в зависимости от иных целей досмотра.

Досмотр проводится путем: вскрытия тары и упаковки товаров, установления их наименования; подсчета количества товара; при необходимости — оценки качества товара; проверки всех мест, полостей, конструктивных особенностей в транспортных средствах и товарах с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть скрыты товары.

Для выполнения вышеуказанных целей применяются технические средства таможенного контроля (ТСТК), а также такие способы, как прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п.

Проведение таможенного досмотра может осуществляться в следующих видах:

идентификационный досмотр — досмотр, проводимый в упрощенном порядке с целью установления фактического соответствия товаров, их описанию и количеству, заявленному декларантом, определения страны происхождения товаров, т. е. речь идет о внешней идентификации товаров;

досмотр с пересчетом количества грузовых мест без их вскрытия, с выборочным вскрытием, с вскрытием всех грузовых мест;

досмотр с пересчетом количества предметов в грузовых местах (выборочно или всех);

— досмотр с замерами и определением характеристик товара с взятием проб и образцов или без них;

— досмотр, направленный на выявление тайников, сокрытий, контрабанды.

Таможенным законодательством установлен перечень товаров, подлежащих в обязательном порядке таможенному досмотру. К ним относятся:

а) алкогольная и табачная продукция, маркируемая акцизными марками;

б) случаи, когда классификация по ТН ВЭД СНГ вызывает сомнение и разрешить его нельзя без фактического досмотра;

в) товары, в отношении которых имеется оперативная информация.

Досмотр представляет собой отдельный этап таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств. По результатам контроля составляется акт таможенного досмотра.

Рассматривая такую форму таможенного контроля, как досмотр, следует отдельно выделить личный досмотр, применяемый к физическим лицам. Проведение личного досмотра допускается в исключительных случаях по решению начальника таможенного органа, или лица, его замещающего, только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает по требованию должностного лица таможенного органа товары, являющиеся объектами нарушения действующего законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Учет товаров и транспортных средств. Данная форма таможенного контроля применяется в связи с тем, что все товары и транспортные средства перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Учет осуществляется, в частности, путем ведения различных регистрационных книг и журналов, в которые вносится информация о товарах и транспортных средствах. Это могут быть журналы регистрации ГТД, журналы, в которых указывается информация о товарах, размещенных на СВХ и т.п., журналы учета транспортных средств, пересекающих таможенную границу Республики Беларусь и т.п.

Устный опрос физических лиц и должностных лиц. Эта форма таможенного контроля характерна, например, для контроля личного имущества граждан, пересекающих таможенную границу, когда сотрудник таможенного органа проводит опрос на предмет выявления предметов, запрещенных к ввозу/вывозу, валюты и т.п.

Проверка учета и отчетности. Примером данной формы контроля может служить контроль таможенными органами состояния учета товаров на складе временного хранения. По письменному требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа владелец склада обязан представить отчет о хранящихся и/или находившихся на хранении товарах и транспортных средствах в течение периода времени, определяемого таможенным органом. Отчет составляется по установленной форме и представляется в течение определенного срока со дня предъявления такого требования.

Таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров и транспортных средств, хранящихся на складе.

Осмотр территорий и помещений СВХ, магазинов беспошлинной торговли, свободного склада, свободных таможенных зон, других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю либо осуществляется деятельность, за которой необходим таможенный контроль. Перечисленные объекты, подлежащие осмотру, являются зонами таможенного контроля.

Основное требование, предъявляемое к ним, состоит в исключении любой возможности изъятия товаров, помещенных под выбранный таможенный режим, минуя таможенный контроль.

Конструкция и размещение помещений, обустройство территорий, являющихся зонами таможенного контроля, также должны содействовать сохранности товаров и исключать возможность доступа к ним посторонних лиц. По требованию таможенного органа помещения должны оборудоваться двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа.

Согласно таможенному законодательству, таможенный контроль может осуществляться также в иных формах, например путем наблюдения, обследования, анализа и др.

Основными формами таможенного контроля являются проверка документов на товары и транспортные средства, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

При организации таможенного контроля, органы руководствуются принципами, определенными Таможенным кодексом Республики Беларусь. Главное из них – выборочность и достаточность. Выборочность таможенного контроля заключается в выборе объекта контроля и формы контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства.

Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических привилегиях главы дипломатических представительств иностранных государств в Республике Беларусь, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.

Выбор форм таможенного контроля может зависеть от характера и стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров, вида таможенного режима, под который они помещаются.

Особое внимание таможенные органы уделяют контролю за ввозом в страну оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ, печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Соблюдение принципов выборочности и достаточности таможенного контроля не должно нарушать основные права и свободы граждан. Поэтому личный досмотр применяется как исключительная форма таможенного контроля.

Таможенный кодекс Республики Беларусь в соответствии с международными нормами и практикой освобождает от определенных форм таможенного контроля ряд должностных лиц государства, а также товары и транспортные средства. При этом предусмотрено освобождение только от такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр.

Таможенному досмотру не подлежат:

— личный багаж Президента Республики Беларусь и следующих вместе и ним членов его семьи;

личный багаж депутатов Национального Собрания Республики Беларусь и членов Правительства Республики Беларусь при пересечении ими границы в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;

иностранные военные корабли (суда), боевые и военные транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Помимо этого, право освобождения от таможенного досмотра предоставлено Председателю Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или лицу, его замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Республики Беларусь.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами осуществляются после вступления в силу этих договоров.

Примером действия этой законодательной нормы может служить оформление дипломатической почты. При осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенных органов производят только внешний осмотр дипломатической почты и проверяют соблюдение требований о маркировке и описании почты в курьерском листе, ибо эти требования установлены рядом международных конвенций.

 

Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами

В соответствии с действующим таможенным законодательством все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

При заявлении товаров для таможенного оформления и контроля применяются упрощенные формы декларирования:

специальный бланк для декларирования в письменной форме;

устная форма, иные формы, например, проход пассажира через "красный" или "зеленый" коридоры и т.п.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражаются в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного оформления.

Как уже отмечалось, упрощенный, льготный порядок применяется только в отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. При этом исходят из характера, количества, частоты перемещения товаров, учитывают все обстоятельства поездки. У должностного лица не должно быть оснований для сомнений в том, что товары перемещаются через таможенную границу в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи и их предполагаемое использование не связано с извлечением налогооблагаемого дохода в любой форме.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной декларации, общей системы таможенных платежей, мер экономической политики и т.д.

Обязанность подтверждения того, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, если такое подтверждение является условием применения к перемещению товаров упрощенного, льготного порядка, возлагается на лицо, перемещающее товары.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая ручную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведения о поименованных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами. Формы контроля могут быть различными из числа разрешенных к применению действующим законодательством, а сущность таможенного контроля в этом случае заключается в проверке достоверности сведений, сообщенных при декларировании.

Рассмотрим более подробно осо­бенности таможенного досмотра для данной ситуации.

Как уже отмечалось, таможенный досмотр является одной из форм таможенного контроля.

Под таможенным досмотром подразумевается проверка наличия или отсутствия в транспортных средствах, ручной клади и багаже, а также в одежде и на теле физического лица предметов, не заявленных или скрываемых от таможенного контроля.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Личный досмотр производится только в особо обоснованных случаях на основании решения начальника таможенного органа.

Таможенный досмотр транспортных средств может производиться:

—с частичным демонтажем и разборкой конструктивных элементов;

—с полным их демонтажем и разборкой;

— без их демонтажа и разборки.

Для производства досмотра автотранспорта на пограничных автомобильных пунктах пропуска оборудуются и оснащаются специальной техникой, инструментами и материалами досмотровые рабочие места.

Следует помнить, что таможенный досмотр — это не только форма таможенного контроля или технологическая операция, но и процессуальное действие со всеми вытекающими последствиями.

Владелец досматриваемой ручной клади, багажа или транспортных средств имеет право присутствовать при досмотре и не может быть лишен этого права ни при каких обстоятельствах.

Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства, когда обеспечить присутствие владельца невозможно. Например, при наличии данных о сокрытии взрывоопасных предметов или оружия или в иных случаях, когда багаж представляет угрозу другим предметам (течь жидкостей, сильный запах, повышенный радиоактивный фон и т.п.).

В подобных случаях интересы владельца представляют должностные лица предприятий и организаций, обладающие необходимыми полномочиями (кладовщики, служащие транспортных организаций и др.). При проведении досмотра необходимо также обеспечить присутствие свидетелей (не менее двух) из числа незаинтересованных лиц. Все лица, присутствовавшие при досмотре, указываются в Акте таможенного досмотра, который представляется им на подпись.

Процедура назначения и производства личного досмотра, как уже отмечалось, является более сложной, поскольку эта исключительная форма таможенного контроля непосредственно посягает на личную неприкосновенность человека.

При принятии решения о производстве личного досмотра должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление и/или контроль, предупреждает контролируемое лицо о возможности применения исключительной формы таможенного контроля — личного досмотра и предлагает предъявить для таможенного контроля скрываемые в одежде, на теле и в естественных полостях тела товары, подлежащие обязательному декларированию и предъявлению для таможенного оформления и контроля.

В случае отказа и наличия веских оснований полагать, что пассажир скрывает при себе такие предметы, должностное лицо обращается к начальнику таможенного органа или лицу, его замещающему, с предложением о целесообразности производства личного досмотра.

Личный досмотр производится в специально оборудованных помещениях должностным лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух свидетелей того же пола из числа незаинтересованных лиц.

Перед началом досмотра досматриваемому предъявляется соответствующее постановление и делается предложение о добровольной выдаче скрываемых предметов.

В случае отказа должностное лицо приступает к досмотру. Результаты досмотра оформляются протоколом установленной формы.

В заключение необходимо отметить, что таможенный досмотр является наиболее эффективным, а иногда и единственным методом обнаружения незаконно перемещаемых предметов, и обеспечивает веские доказательства вины при рассмотрении дела о таможенном правонарушении.

 

Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств

Существенные особенности имеют таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными лицами и принадлежащих иностранным представительствам, иностранным представителям, а также административно-техническому и обслуживающему персоналу иностранных представительств, представительствам иностранных юридических лиц в Российской Федерации, иностранным работникам этих представительств и иным иностранным гражданам, осуществляющим в Республике Беларусь представительство иностранных юридических лиц.

Прежде всего остановимся на рассмотрении таможенных льгот, предоставляемых названным категориям лиц. Нормативно-правовую основу таможенных льгот, предоставляемых иностранным представительствам, образуют международные договоры и международно-правовые обычаи, формирующие целостную систему дипломатических льгот, привилегий и иммунитетов. Часть льгот, привилегий и иммунитетов закреплены в нормах белорусского законодательства.

Имеется также целый ряд подзаконных актов, устанавливающих таможенные льготы для иных иностранных лиц.

В соответствии с нормами международного права и законодательства Республики Беларусь иностранные представительства, их главы и члены их семей имеют следующие таможенные льготы:

освобождение от всех видов таможенного досмотра за исключением случаев, когда имеются серьезные основания полагать, что партия товаров, адресованная в .иностранное представительство либо личный багаж главы представительства или членов семьи иностранного представителя содержат предметы, не предназначенные для официального или личного пользования;

освобождение от всех видов таможенных платежей за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне отведенных для этого мест или вне времени производства таможенного оформления и платежей за другие, подобного рода, услуги таможенных органов.

Аналогичные льготы предоставлены дипломатическому персоналу иностранных представительств, представительствам международных организаций и ряду высших чиновников международных организаций.

В соответствии с нормами международного права, закрепленными в соответствующих международных договорах, например, в Конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах, кроме льгот, иностранные представительства, их главы, дипломатический персонал и члены их семей имеют так называемый дипломатический иммунитет.

На практике это означает, что национальное право не применяется к правоотношениям с участием иностранных представительств и иностранных представителей. Исключений из иммунитета нет. Таким образом, в случае совершения правонарушения иностранным дипломатом к нему не могут быть применены меры административного или уголовного принуждения.

Льготы, привилегии и иммунитеты распространяются также и на членов семей иностранных представителей и дипломатического персонала в случаях, когда они:

а) не имеют гражданства страны пребывания;

б) пересекают границу вместе с непосредственным носителем привилегий и иммунитетов либо совместно проживают с этим лицом в стране пребывания.

Кроме дипломатического персонала в иностранных представительствах имеется административный и обслуживающий персонал.

Эти категории лиц, вне зависимости от наличия или отсутствия диппаспорта, привилегиями и иммунитетами по международному праву не обладают.

Однако, учитывая необходимость такого персонала для осуществления функций представительства и временный характер пребывания иностранных лиц, входящих в его состав, нормы белорусского таможенного законодательства предоставляют им право использования таможенного режима временного ввоза на срок официального пребывания в Республике Беларусь с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на период временного ввоза, при условии соблюдения следующих требований:

— товары и транспортные средства не должны быть предназначены для коммерческого или иного использования, кроме личного потребления;

— они должны быть ввезены в течение первого года пребывания.

Льготы по уплате таможенных платежей не распространяются на товары, расходуемые при потреблении (например, продукты питания, напитки, табачные изделия, рекламные материалы и сувениры и т.п.), вне зависимости от статуса лица, которое их перемещает.

Имеются специальные ограничения и в отношении товаров, используемых как средства личного транспорта.

Кроме иностранных представителей и персонала иностранных представительств льготами в отношении уплаты таможенных платежей, в силу обычая, пользуются и такие иностранные лица, как аккредитованные в Республике Беларусь представительства иностранных лиц и иностранный персонал этих представительств. Эти льготы полностью аналогичны льготам, предоставляемым административно-техническому и обслуживающему персоналу иностранных представительств.

Деятельность иностранных представительств не может осуществляться без постоянных обменов (сношений) с органами власти представляемого государства и его дипломатических агентов в третьих странах. Вопросы таких обменов закреплены в нормах конвенций о дипломатических и консульских сношениях, о статусе международных организаций и ряде других.

Дипломатические сношения имеют безусловный иммунитет. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию, ни задержанию при условии соблюдения международных норм, относящихся к способу пересылки.

При пересылке диппочты международное право устанавливает следующие требования.

Каждое место диппочты, так называемая вализа, должна иметь: четкую маркировку, указывающую на его принадлежность к дипломатической переписке; ясно различимые печати и пломбы, размещенные таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ к содержимому вализы без их повреждения.

На одновременно пересылаемую диппочту должен быть специальный сопроводительный документ — курьерский лист. Дипломатическая вализа должна содержать только предметы, относящиеся к дипломатическим (консульским) сношениям. В курьерском листе указываются: отправитель, получатель, лицо (лица), сопровождающее почту, количество мест, маркировка и средства обеспечения (пломбы, печати и т.п.). При этом общее количество мест, вес и габариты каждого места ограничиваются.

Лиц, сопровождающих дипломатическую почту, называют дипломатическими курьерами. Дипломатические курьеры могут иметь постоянный статус, а могут назначаться только на одну поездку — курьеры ad hoc.

С точки зрения льгот, привилегий и иммунитетов дипкурьеры — лица особенные, они пользуются абсолютным иммунитетом, а страна пребывания обязана обеспечить их защиту.

Личные вещи дипкурьеров не подлежат таможенному досмотру, а к самому дипкурьеру не может быть применена процедура личного досмотра.

Для постоянных дипкурьеров льготы, привилегии и иммунитеты сохраняются всегда, а для курьеров аd hoc — только на период сопровождения диппочты.

С появлением международных авиационных сообщений возник и получил широкое распространение такой способ пересылки диппочты, как ее передача с командиром воздушного судна. В этом случае дипкурьер для международной поездки, как правило, не назначается. Почта доставляется (забирается) работником иностранного представительства, которому должен быть обеспечен беспрепятственный доступ непосредственно к командиру воздушного судна, в том числе и на борт самолета.

Требования к упаковке, маркировке и сопроводительным документам на диппочту, отправляемую (получаемую) таким способом, аналогичны вышеописанным.

Специальные льготы работнику иностранного представительства, передающему (получающему) почту, не предоставляются, а иммунитеты, присущие дипкурьерам, распространяются на этого сопровождающего только в период до передачи или после получения диппочты.

В силу дипломатических привилегий никакие меры по обеспечению доставки товаров и транспортных средств в место таможенного оформления (депозит, залог, гарантии и т.п.), как правило, не применяются, тогда как от декларирования товаров иностранные представительства и их сотрудники не

освобождены.

В случае оформления личного багажа иностранных представителей, дипломатического персонала иностранных представителей и приравненных к ним должностных лиц международных организаций и официальных иностранных представительств при международных организациях вне зависимости от способа перевозки (сопровождаемый и отдельно следующий багаж) подачи пассажирской декларации, как правило, не требуется.

Личные вещи пропускаются беспрепятственно. Исключения составляют предметы длительного пользования, внесенные в специальный список как предметы, пропускаемые с помещением под режим временного ввоза. О наличии таких предметов в багаже иностранный представитель должен поставить в известность таможенный орган в инициативном порядке.

Срок временного ввоза устанавливается в соответст­вии со сроком пребывания, но не более предельного срока, установленного законодательно, а окончание режима должно быть завершено в течение шести месяцев по окончании срока пребывания. Если срок пребывания фактически превышает предельный, то по мотивированному обращению владельца действие режима продлевается.

Под режим не могут быть помещены товары, расходуемые по мере их потребления и специально указанные в действующих нормативных актах. Все предметы, пропущенные под данный режим, ставятся на контроль за их вывозом.

 

Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом

7.1. Таможенный контроль на водном транспорте

В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом.

При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.

При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием — вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями пограничной службы, с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля.

Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных речных портов.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов речного флота и погранвойск.

Железнодорожный подвижной состав (вагоны) при въезде в порт и выезде из порта подлежит досмотру в соответствии со специальной инструкцией для защиты имущественных интересов порта.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:

проверки судовых документов;

— проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;

— досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);

— досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;

— досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей.

Досмотр вещей пассажиров и членов судокоманд производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, — в специально оборудованных досмотровых залах пассажирского речвокзала или в досмотровых комнатах на проходных порта.

 

7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках