Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций. 4 страница

Становление отечественного таможенного дела и либерализация внешнеторговой деятельности в условиях государственного суверенитета Республики Беларусь коренным образом изменили правовое содержание таможенного оформления. В рамках национальной системы таможенного законодательства таможенное оформление развивается как отдельный институт таможенного права. Базовые правовые нормы, регулирующие таможенное оформление, имеют силу закона и содержатся в разделе IV Таможенного кодекса Республики Беларусь. Правовой институт таможенного оформления представляет собой обособленную совокупность норм таможенного законодательства, регулирующих отношения, которые возникают между таможенными органами и владельцами товаров и транспортных средств в связи и по поводу получения последними таможенных разрешений на перемещение объектов таможенного контроля через таможенную границу либо на совершение с ними иных действий, предусмотренных соответствующим таможенным режимом. Развитие института таможенного оформления, как и иных институтов таможенного права, должно осуществляться на принципах законности, императивности, защиты экономических интересов страны и содействия развитию внешнеэкономической деятельности.

Экономические и правовые аспекты таможенного оформления неразрывно связаны с организацией процесса его производства - планомерной и научно обоснованной практикой создания материальных условий, обеспечивающих применение к объектам таможенного контроля процедур и формальностей таможенного оформления. К основным принципам организации таможенного оформления относятся принципы научной обоснованности, системности и целостности управления процессом.

 

 

Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций

 

В соответствии с таможенным законодательством процедуре получения разрешения на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу либо совершение иных действий, предусмотренных таможенным режимом, предшествуют предварительные операции.

 

К предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления товаров и транспортных средств и их помещение под определенный таможенный режим. При предварительных операциях таможенные органы Республики Беларусь производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в Республику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей.

 

Предварительные операции, предшествующие основному оформлению, крайне разнообразны, важны и необходимы для целей основного таможенного оформления. При перемещении через таможенную границу внешнеторговых товаров к таким операциям относятся:

 

регистрация лица в качестве субъекта внешнеторговой деятельности в таможенном органе места производства таможенного оформления;

 

получение участником ВЭД лицензий и других разрешительных документов соответствующих государственных органов: паспорта сделки; документов, подтверждающих уплату таможенных платежей или гарантирующих ее; свидетельства о пригодности транспортного средства (контейнера) к перевозке товара под таможенным контролем; товаротранспортных и товаросопроводительных документов; классификационных решений таможенных органов; сертификатов происхождения товаров; иных документов, необходимых для таможенных целей;

 

уведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории;

 

представление таможенному органу в соответствующих случаях гарантий третьих лиц об уплате таможенных платежей или перечисление необходимых сумм на депозит таможенного органа;

представление таможенным органам временных и кратких деклараций;

 

помещение товаров на склад временного хранения;

 

все иные действия, вытекающие из намерения осуществить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

 

 

Особое значение для последующего таможенного оформление имеет операция уведомления таможенного органа о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории.

 

При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь, а также при ввозе товаров и транспортных средств с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь обязанности уведомления возлагаются на перевозчика. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Беларусь обязанность уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства возлагается на отправителя. Таможенный орган вправе зарегистрировать такое уведомление и назначить время и место, куда товары и транспортные средства должны прибыть для осуществления таможенного оформления. Если отправитель не делает указанного уведомления, то такая обязанность возлагается на перевозчика. Это не распространяется на речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию Республики Беларусь без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на территории Республики Беларусь.

 

После подачи уведомления перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния в определенное таможенным органом место и находиться в этом месте после прибытия. При ввозе доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом. Если при доставке объектов, подлежащих оформлению, перевозчик не может выполнить свои обязанности вследствие аварии или действия непреодолимой силы, он обязан принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров и транспортных средств. Он также обязан незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган о происшествии и месте нахождения товаров и транспортных средств. Таможенный орган, получивший сообщение перевозчика, определяет, какие меры должны быть приняты в этом случае для обеспечения таможенного оформления и контроля.

 

В месте доставки товары и транспортные средства представляются, а документы на них вручаются таможенному органу. Представление выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств. Товары и транспортные средства, прибывшие в место назначения вне времени работы таможенного, должны быть размещены в зоне таможенного контроля. Для целей обеспечения таможенного оформления закон запрещает оставлять транспортные средства и товары без присмотра, изменять места стоянки, выгрузки и перегрузки товаров, изменять первоначальное место нахождения товаров, высаживать пассажиров, вскрывать упаковки, упаковывать или переупаковывать товары, изменять, удалять или уничтожать средства идентификации без разрешения таможенного органа.

До помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим может применяться краткая декларация, форма и содержание которой устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу краткой декларации, таковым для таможенных целей является капитан, командир воздушного судна, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством.

 

Глава 3. Временное хранение

 

Товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу Республики Беларусь и до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем.

 

Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях или иных местах (складах временного хранения).

Склады временного хранения могут учреждаться таможенными органами Республики Беларусь либо юридическими лицами - резидентами Республики Беларусь. Склад временного хранения может учреждаться при наличии лицензии таможенного органа Республики Беларусь. Лицензия не требуется, если учредителем склада временного хранения является таможенный орган Республики Беларусь.

 

Порядок рассмотрения заявления и выдачи лицензии на учреждение склада временного хранения и срок ее действия определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. За выдачу лицензии на учреждение склада временного хранения взимается сбор в размере, определяемом Правительством Республики Беларусь.

 

Лицензия на учреждение склада временного хранения может быть аннулирована или отозвана таможенным органом Республики Беларусь.

Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана на основании установленного порядка заявителю либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии. Лицензия отзывается, если владелец склада не соблюдает требований настоящей главы либо требований актов законодательства Республики Беларусь. Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве.

При аннулировании или отзыве лицензии сбор за ее выдачу возврату не подлежит.

 

Склады временного хранения могут быть открытого типа, то есть доступными для использования любыми лицами, и закрытого типа, то есть предназначенными для хранения товаров определенных лиц. Склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами Республики Беларусь, являются складами открытого типа.

 

Склады временного хранения закрытого типа могут учреждаться, только если имеются достаточные основания для нецелесообразности учреждения склада открытого типа. На склад временного хранения могут помещаться любые товары. Товары, могущие причинить вред другим товарам или требующие особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях склада временного хранения.

 

Взаимоотношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары и транспортные средства на склад, строятся на договорной основе. Взаимоотношения таможенных органов Республики Беларусь, являющихся владельцами складов временного хранения, с лицами, помещающими товары и транспортные средства на склад, осуществляются в соответствии с Таможенным кодексом и нормативными актами государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

 

При помещении товаров и транспортных средств на склад временного хранения таможенные органы Республики Беларусь требуют, как правило, лишь документы, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства, в том числе составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа Республики Беларусь.

 

Владелец склада временного хранения обязан:

 

обустроить склад надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля;

 

исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля со склада товаров и транспортных средств, находящихся на хранении;

 

не затруднять осуществление таможенного контроля;

 

вести учет и представлять таможенному органу Республики Беларусь отчетность о хранящихся товарах и транспортных средствах в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;

 

обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам;

 

оборудовать при необходимости склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Республики Беларусь;

 

соблюдать условия лицензии на учреждение склада временного хранения и выполнять требования таможенных органов Республики Беларусь, включая обеспечение доступа к хранимым товарам и транспортным средствам должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь в любое время по их требованию и предоставление этим лицам безвозмездно помещений, оборудования и средств связи на складе временного хранения для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.

 

Таможенные органы Республики Беларусь могут устанавливать обязательные требования к конструкции, обустройству и месту расположения складов временного хранения.

 

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе определять перечень товаров, которые могут храниться только на складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Республики Беларусь.

 

Ответственность перед таможенными органами Республики Беларусь за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец склада, за исключением следующих случаев:

 

если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей;

 

если владельцем склада временного хранения является таможенный орган Республики Беларусь, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.

 

Сроки временного хранения устанавливаются таможенным органом Республики Беларусь исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства. Установленные сроки могут продлеваться таможенным органом Республики Беларусь.

Общий срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения, как правило, не может превышать двух месяцев. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь может устанавливать более короткие предельные сроки хранения товаров отдельных категорий.

 

Товары, находящиеся на складе временного хранения, могут осматриваться и измеряться владельцем склада временного хранения, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, и их представителями. С разрешения таможенного органа Республики Беларусь могут браться пробы и образцы товаров, к ним могут применяться операции, необходимым для обеспечения сохранности, включая исправление поврежденной упаковки.

 

Глава 4. Участники основного таможенного оформления

 

К участникам основного таможенного оформления относятся субъекты формальностей, обеспечивающих выдачу должностными лицами таможенных органов разрешений на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу либо совершения с ними иных действий, определяемых соответствующим таможенным режимом. Анализ актов таможенного законодательства Республики Беларусь позволяет включить в число участников основного таможенного оформления таможенный орган и декларанта.

 

Таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление, должен быть представлен в отношениях с декларантом своими сотрудниками, которые имеют статус должностных лиц таможенных органов и уполномочены производить таможенное оформление товаров и транспортных средств. Представительство декларанта в отношениях с таможенным органом определяется его статусом физического или юридического лица. Физические лица должны осуществлять функции участников процедуры самостоятельно и непосредственно. Иной характер представительства возникает в отношениях с таможенными органами у субъекта, имеющих статус юридических лиц. Декларанты-юридические лица должны быть представлены руководителем либо уполномоченным штатным работником. Представитель юридического лица пользуется всеми правами участника процедуры и несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей декларанта.

 

В соответствии со ст.10 Таможенного кодекса Республики Беларусь осуществление и совершенствование таможенного оформления является одной из главных функций таможенных органов. Таможенные органы управляют процессом таможенного оформления и контролируют ход его производства. Однако, их основной задачей в этом процессе является принятие решений о выдаче разрешений на перемещение объектов таможенного контроля через таможенную границу или их использование в соответствующем таможенном режиме. Решения о таможенном оформлении товаров во внешнеторговом обороте принимаются на основании таможенных деклараций и имеют форму таможенных разрешений либо отказов в их выдаче. Различия в организации процесса оформления, которые связаны с местом его производства и характером объектов контроля, не изменяют содержания основных обязанностей таможенного органа, связанных с помещением товаров и транспортных средств под соответствующий таможенный режим.

Представление товаров и транспортных средств к таможенному оформлению возлагает на должностных лиц таможни следующие обязанности:

обеспечить учет объектов, представленных к оформлению, контроль за их временным хранением и эффективное применение мер обеспечения производства таможенного оформления;

обеспечить условия для реализации декларантом своих прав, предусмотренных законодательством;

при соблюдении декларантом установленного порядка декларирования принять таможенную декларацию на объекты оформления и прилагаемые к ней документы;

при подаче декларации с нарушениями условий и порядка декларирования выдать декларанту письменный отказа в принятии декларации с указанием причин такого отказа;

произвести проверку принятой декларации и прилагаемых документов на предмет соблюдения декларантом условий выдачи разрешения на использование объектов оформления в заявленном таможенном режиме;

 

при наличии информации, свидетельствующей или дающей основания полагать о наличии признаков контрабанды или административных таможенных правонарушений обеспечить производство операций таможенного контроля в отношении объектов оформления и относящихся к ним документов;

при выявлении признаков контрабанды или административных таможенных правонарушений обеспечить в пределах своей компетенции процессуальные действия, предусмотренные таможенным, административным и уголовно-процессуальным законодательством;

при отсутствии оснований для производства операций таможенного контроля, направленных на выявление контрабанды или административных таможенных правонарушений, и выполнении условий таможенного оформления выдать декларанту таможенное разрешение установленной формы;

при невыполнении требований, являющихся условием таможенного оформления, выдать декларанту отказ в выдаче таможенного разрешения по форме, установленной законодательством, с указанием причин такого решения;

обеспечить регистрацию выданных разрешений и отказов от их выдачи, а также ведение отчетности, отражающей результаты таможенного оформления и контроля.

В соответствии со стандартами Киотской конвенции любое лицо, которое имеет право распоряжения товарами может действовать в качестве декларанта - участника процедуры таможенного оформления, который составляет таможенную декларацию или от имени которого такая декларация составляется. С целью устранения неоднозначности понимания термина "декларант" конвенция требует точного определения в национальном законодательстве прав и обязанностей лица, декларирующего товары, условий и порядка декларирования, а также круга лиц, имеющих статус декларантов.

Таможенное законодательство Республики Беларусь относит к декларантам субъектов таможенного оформления, которые декларируют, представляют и предъявляют товары и транспортные средства, подлежащие оформлению, от собственного имени. Декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный агент. Право лица, перемещающего товары и транспортные средства, на декларирование обусловлено его национальной принадлежностью и категорией перемещаемых объектов таможенного контроля. Например, декларантом товаров, перемещаемых через таможенную границу в коммерческих целях, может быть только отечественное лицо, которое имеет статус субъекта внешнеторговой деятельности или таможенного агента. Иностранные лица допускаются к участию в таможенном оформлении в качестве декларантов, если являются физическими лицами и перемещают товары не для коммерческих целей. Закон дает право Государственному таможенному комитету Республики Беларусь определять иные случаи участия нерезидента в таможенном оформлении в качестве декларанта. В международной практике к таким случаям чаще всего относят процедуры оформления товаров и транспортных средств в таможенных режимах временного ввоза и транзита.

Лицо, перемещающее товары и имеющее право на участие в таможенном оформлении в качестве декларанта, должно продекларировать товары самостоятельно либо возложить исполнение обязанностей декларанта на таможенного агента. Иные лица, перемещающие товары, но не могущие быть декларантами, не лишены права участия в таможенном оформлении, но обязаны привлечь к участию в процедуре декларанта - посредника, то есть таможенного агента. Взаимоотношения таможенного агента с представляемым лицом строятся на основе договора поручения. Таможенный агент вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. Его права, обязанности и ответственность по отношению к таможенным органам не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Основные права и обязанности декларанта определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь. При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан:

произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом;

по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары и транспортные средства;

представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей;

уплатить таможенные платежи либо обеспечить их уплату;

оказывать таможенным органам содействие в производстве таможенного оформления, в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций.

Как правило, обязанность декларирования товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, возникает для декларанта в связи и по поводу их размещения на складе временного хранения и представления таможенному органу для оформления. Однако, такие обязанности могут возникнуть и по другим законным основаниям, в том числе в связи с истечением срока действия ранее установленного режима или намерением пользователя изменить экономические цели использования ранее оформленных товаров.

Обязанность подачи таможенной декларации и ответственность за ее содержание перед таможенными органами связаны с решением декларантом множества технических задач, сложность которых определяется характером товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению. Самыми простыми являются операции декларирования личного имущества не для коммерческих целей. Оформление данной категории товаров отличается упрощенной формой декларирования, понятной большинству путешествующих лиц, пересекающих таможенные границы. Составление же декларации на товары, являющиеся объектами внешнеторговой деятельности, требует от декларанта специальных знаний в области экономики и права.

В процессе подготовки таможенной декларации на товары, предназначенные для коммерческих целей, декларант должен решить следующие основные задачи:

определить круг субъектов, связанных с товарами, и их таможенно-правовой статус;

определить характер внешнеторговой сделки с товарами и экономическую цель их перемещения через таможенную границу;

определить физические и коммерческие характеристики товаров, имеющие значение для применения тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования (вес, состав, количество, торговая марка и т.д.)

выбрать соответствующий таможенный режим использования товаров;

определить страну происхождения товаров и ее торгово-политический режим в соответствии с действующим законодательством;

определить коммерческую, таможенную и статистическую стоимости товаров;

определить классификационные коды товаров в соответствии с применяемой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

определить фискальный статус товаров, исчислить, оплатить либо обеспечить уплату таможенных платежей, являющихся условием их таможенного оформления в избранном таможенном режиме;

определить статус объектов оформления, обусловленный запретами и ограничениями на перемещение товаров через таможенную границу, и обеспечить представление в таможенный орган лицензий и иных разрешительных документов на соответствующие товары;

сформировать пакет легально полученных коммерческих и административных документов, которые содержат сведения о товарах и связанных с ними фактах, имеющих юридическое значение для целей таможенного оформления;

составить таможенную декларацию по установленной форме и сформировать ее электронную копию для последующей компьютерной обработке таможенными органами.

Для целей сбора и проверки сведений, подлежащих декларированию, декларант вправе до подачи таможенной декларации осматривать и измерять объекты таможенного оформления под таможенным контролем, брать с разрешения таможенного органы пробы и образцы товаров. Таможенный кодекс Республики Беларусь не требует подачи отдельной декларации на пробы и образцы при условии, что они будут охвачены таможенной декларацией на все товары, подлежащие оформлению. При решении особо сложных задач декларирования декларант может воспользоваться правом на запрос о принятии таможенным органом предварительного решения относительно классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и других вопросов применения актов таможенного законодательства к объектам оформления. К сожалению, практика предварительных решений, предусмотренная главой 39 Таможенного Кодекса Республики Беларусь, не получила пока должного развития в таможенном деле.

Составленная по установленной форме таможенная декларация должна быть подана декларантом в таможенный орган, в котором производится таможенное оформление товаров или транспортных средств. Подача декларации должна сопровождаться представлением коммерческих и административных документов, необходимых для целей оформления. Таможенная декларация и прилагаемые документы образуют состав заявления на перемещение товаров через таможенную границу или их использование в избранном таможенном режиме. При этом декларант должен знать и строго соблюдать установленные законодательством сроки подачи таможенных деклараций и иных документов, входящих в заявление или затребованных в процессе оформления.

Сроки подачи декларации устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь при условии соблюдения следующих положений Таможенного кодекса:

при перемещении товаров физическими лицами не для коммерческих целей в ручной клади или сопровождаемом багаже декларация подается одновременно с представлением товаров для таможенного оформления;

въезжающие порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, должны быть продекларированы не позднее трех часов после пересечения таможенной границы, а выезжающие - не позднее чем за три часа до ее пересечения;

иные объекты таможенного оформления, в том числе внешнеторговые товары и коммерческие транспортные средства, не поздне 15 дней с даты представления таможенному органу.

При невозможности подать декларацию в установленные законом сроки декларант вправе воспользоваться процедурой продления срока декларирования объектов таможенного оформления, порядок и условия которой определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

После подачи и принятия декларации таможенным органом права декларанта на изменения в ее содержании не приостанавливаются до наступления следующих, указанных в Таможенном кодексе событий:

начала проверки таможенной декларации;

начала досмотра товаров и транспортных средств;

установления таможенным органом недостоверности указанных сведений.

До их наступления декларант может с разрешения таможенного органа изменить или дополнить сведения, указанные в таможенной декларации, либо изъять (отозвать) поданную декларацию. Подача новой декларации после изъятия поданной должна осуществляться с учетом соблюдения предельных сроков декларирования и установленного порядка их продления.

Подав таможенную декларацию в таможенный орган, декларант остается ответственным за исполнение всех последующих операций обеспечения таможенного оформления товаров и транспортных средств, в том числе за создание условий для производства операций таможенного контроля, грузообработку и предъявление объектов оформления иным службам государственного контроля. Процедура оформления завершается для декларанта получением разрешения таможенного органа на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу либо разрешения на их использование в заявленном таможенном режиме.