Назначение наказания

 

При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются:

– характер и степень общественной опасности совершённого преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесённого вреда и размер причинённого ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, мнение потерпевшего по делам частного обвинения (ст. 62 УК);

– обстоятельства, смягчающие (ст. 63 УК) и отягчающие ответственность (ст. 64 УК);

– характер и степень участия несовершеннолетнего в преступлении, совершённом в соучастии (ст. 66 УК);

– степень осуществления преступного намерения при неоконченном преступлении и обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца (ст. 67 УК);

– наличие определённой совокупности смягчающих обстоятельств при одновременном отсутствии отягчающих (в том числе квалифицирующих) обстоятельств (ст. 69 УК).

Закон не устанавливает различий в учёте смягчающих и отягчающих обстоятельств в зависимости от возраста осуждаемого. Однако очевидно, что при избрании меры наказания несовершеннолетнему смягчающие обстоятельства должны иметь большую, а отягчающие – меньшую силу. Вместе с тем, при определении наказания суд не может учитывать несовершеннолетие как смягчающее ответственность обстоятельство, поскольку это уже учтено законодателем, установившим более мягкие меры наказаний для несовершеннолетних преступников. Однако в рамках санкций установленных для несовершеннолетних мер наказания необходим дифференцированный подход к определению размера наказания в зависимости от конкретного возраста несовершеннолетнего.

Помимо названных обстоятельств, которые в равной мере применяются и к взрослым преступникам, закон обязывает учитывать при назначении наказания несовершеннолетнему условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц (ст. 116 УК). Перечисленные обстоятельства не имеют единого значения и в зависимости от их содержания могут быть признаны нейтральными, смягчающими или усиливающими ответственность.

Важнейшей предпосылкой индивидуализации наказания является всестороннее изучение личности обвиняемого. Поэтому, рассматривая дела по обвинению подростков в совершении преступлений, суд должен изучить ряд обстоятельств, которые, хотя и лежат за рамками состава преступления, однако характеризуют социально-нравственные качества личности виновного, повышают либо понижают её общественную опасность и существенно влияют на ответственность и наказание. Одним из таких обстоятельств является степень психического развития несовершеннолетнего.

Из всего многообразия характеристик уровня психического развития несовершеннолетнего уголовно-правовое значение имеют те, которые определяют его способность сознавать фактическую сторону своих деяний и их последствий, их социальную значимость, т.е. общественную опасность, а также влияют на возможность исправления подростка конкретными мерами уголовного наказания.

На поведение несовершеннолетнего могут оказывать влияние различного рода психосоматические отклонения, не лишающие его, однако, возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Психические особенности подростка затрудняют усвоение им правил поведения в обществе, снижают адекватность реагирования на изменения окружающей обстановки, облегчают проявление непродуманных, импульсивных действий, в том числе и противоправного характера.

Процесс социализации, усвоения основных норм поведения в обществе у несовершеннолетних протекает неравномерно, в связи с чем степень их психофизического развития может существенно отличаться даже в одной возрастной группе. Уровень социального взросления несовершеннолетнего показывает, в какой мере проявилась его самостоятельность в избрании линии поведения, сколь сильно в нем укоренилась установка на нарушение правил человеческого общежития. Это оказывает влияние на избрание вида и размера наказания, необходимого и достаточного для исправления несовершеннолетнего преступника.

При избрании меры уголовной ответственности наличие умственной отсталости или психических отклонений учитывается как смягчающие ответственность обстоятельства, если появление указанных недостатков не зависело от воли виновного, например, явилось следствием травмы или заболевания. В ситуации, когда отклонения в умственном и психическом развитии являются следствием пристрастия несовершеннолетнего к наркотикам, алкоголю, токсинам или другим антиобщественным привычкам, наказание должно назначаться с учётом необходимости искоренения пагубных пристрастий подростка.

Совершение преступления вследствие стечения тяжёлых личных, семейных и иных обстоятельств, в силу материальной, служебной и иной зависимости, под влиянием психического принуждения или провоцирующего поведения потерпевшего является смягчающим ответственность обстоятельством, которое одновременно является условием совершения преступления. Наряду с ним самостоятельному учёту при назначении наказания несовершеннолетнему подлежат также условия его жизни и воспитания.

В поведении подростка, как в зеркале, отражается морально-психологический климат окружающей его среды. Основы нравственных качеств личности закладываются в семье. Определённое значение в воспитании подростка имеют материальные условия его жизни (уровень доходов семьи, жилищные условия и т.п.). Однако решающее значение принадлежит взаимоотношениям родителей, отношению родителей (воспитателей) к ребёнку, авторитетности родителей, степени их влияния на ребенка, их способности контролировать его поведение и т.д. Поэтому при выявлении семей с неблагоприятными условиями воспитания акцент должен делаться на анализе моральных устоев семьи, её интеллектуальных, эстетических интересов и потребностей. В силу отсутствия стойких нравственных убеждений подросток, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны поведения родителей (эгоцентризм, лживость, грубость, злоупотребление спиртными напитками и т.п.). Все это накладывает отпечаток на избрание им линии поведения и при определённых условиях может привести к совершению преступления.

Значительное место в формировании личности подростка занимает обучение в школе. При относительном равенстве условий обучения уровень образованности несовершеннолетних может существенно различаться из-за неравенства психических и умственных способностей. В связи с этим в большей мере следует обращать внимание не на саму успеваемость, а на отношение подростка к учёбе: регулярность посещения занятий, активность на уроках, качество выполнения домашних заданий, участие в школьных мероприятиях и т.п. (сказанное относится, в равной мере, и к оценке условий обучения в училищах, техникумах и вузах).

Трудовая деятельность несовершеннолетнего оказывает существенное влияние на развитие его способностей и потребностей, формирует чувство ответственности, уважительное отношение к общественным интересам. Однако выработка этих качеств зависит от конкретных условий работы: содержания труда (умственный или физический, квалифицированный или неквалифицированный), состояния трудовой и производственной дисциплины, морального климата в коллективе, наличия традиций наставничества и т.п. Степень и характер влияния трудового коллектива могут быть учтены при определении такого вида наказания, как, например, исправительные работы. В то же время длительное, без уважительных причин уклонение несовершеннолетнего после окончания учёбы от участия в общественно полезном труде может свидетельствовать об укоренении в его сознании эгоистической психологии.

Недостатки в воспитательной работе в сфере досуга, безнадзорность подростков нередко приводят их к общению с группами несовершеннолетних, лишённых чётких нравственных ориентиров. Отдельные группировки молодежи формируются на основе культа силы, стремления самоутвердиться за счёт унижения слабых, пренебрежения к моральным нормам поведения в обществе, а иногда и на основе криминальных интересов.

Групповые правила поведения нередко оказывают решающее влияние на действия несовершеннолетнего. В связи с высокой степенью внушаемости и подражательности, отсутствием способности к правильной оценке социальной значимости собственных поступков подростки нередко совершают преступления под прямым влиянием группы из чувства солидарности, ложно понимаемого товарищества, нежелания показаться трусом, стремления поднять свой авторитет в группе и т.п. Поэтому особое значение приобретает необходимость объективного выяснения и правильной оценки роли несовершеннолетнего в группе и влияния группы на его поведение.

Указанные обстоятельства играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетнего. Не следует, однако, упускать из виду и ряд других обстоятельств таких, как поведение в быту, посещение спортивных или творческих школ и секций и др.

Влияние взрослых как обстоятельство, подлежащее учёту при избрании меры наказания несовершеннолетнему, имеет двоякое значение. Во-первых, это влияние взрослых на формирование нравственных черт подростка в процессе его воспитания. В этом смысле данное обстоятельство учитывается так же, как и условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Во-вторых, это влияние взрослых на формирование у несовершеннолетнего решимости совершить конкретное преступление.

Вовлечение подростка в преступление может выразиться в форме подстрекательства, путём привлечения несовершеннолетнего к участию в преступлении в качестве соисполнителя либо посредством пропаганды преступного образа жизни. Способы вовлечения в преступление могут быть самыми различными: от физического или психического насилия (избиение, причинение страданий, запугивание) до воздействия путём уговоров, возбуждения низменных желаний и т.п. В зависимости от способа вовлечения влияние взрослого может оцениваться по-разному. Если подросток отвечает согласием на простое предложение участвовать в совершении преступления, то это не может признаваться смягчающим обстоятельством. Когда же участие несовершеннолетнего в преступлении явилось результатом активного и длительного воздействия взрослого, такое влияние смягчает ответственность несовершеннолетнего. Оно также нейтрализует учёт в качестве отягчающего ответственность обстоятельства совершение преступления группой лиц, особенно, если при этом несовершеннолетний выполнял второстепенную роль.

Особенности нравственного и психического развития несовершеннолетних, их материального положения накладывают отпечаток и на учёт смягчающих обстоятельств, указанных в статье 63 УК. Так, добровольное возмещение нанесённого ущерба или устранение причинённого вреда являются весьма затруднительными для большинства несовершеннолетних ввиду отсутствия у них самостоятельных материальных средств. Поэтому в качестве смягчающего ответственность обстоятельства следует рассматривать добросовестные посильные для подростка действия по устранению последствий своего преступления, даже при недостижении достаточно полного результата.

Неустойчивость формирующейся психики, отсутствие твердых волевых качеств подростков усиливают действие таких смягчающих обстоятельств, как совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также в состоянии аффекта под влиянием противоправных или аморальных действий потерпевшего. Эти же психические качества несовершеннолетних существенно влияют на их способность правильно учитывать условия правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, исполнения приказа и т.п. Следовательно, правовая оценка соотношения предотвращённого и причинённого вреда должна быть несколько иной применительно к несовершеннолетним. Если же всё-таки они привлекаются к уголовной ответственности, то совершение преступления при нарушении условий правомерности причинения вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, должно смягчать ответственность несовершеннолетних в большей мере, чем ответственность взрослых лиц.

Положение статьи 63 УК о том, что суд вправе признать также смягчающими ответственность обстоятельства, не указанные в законе, в полной мере относится и к назначению наказания несовершеннолетним. Следует лишь добавить, что перечень таких обстоятельств применительно к подросткам может быть более широким и включать обстоятельства, не влияющие на смягчение наказания взрослым преступникам.

Недостатки воспитания несовершеннолетнего, характеризуя в определённой мере его личность, тем не менее, не устраняют общественную опасность совершённого им преступления. Учёт условий жизни несовершеннолетнего и влияния на него взрослых при назначении наказания ни в коей мере не должен создавать у подростка впечатления собственной невиновности, выставлять его жертвой обстоятельств, занижать его собственную вину в содеянном.

Выявление условий жизни и воспитания подростков, влияния на них взрослых лиц не только учитывается при определении меры наказания, но имеет и самостоятельное значение. Прежде всего, выявление причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними необходимо для строгого реагирования на недостатки и упущения в воспитании несовершеннолетних в семье, школе, на производстве, на низкую эффективность контроля над несовершеннолетними со стороны правоохранительных и иных органов. Кроме того, при наличии соответствующих условий возможна постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступление (ст. 172 УК) или антиобщественное поведение (ст. 173 УК), склоняющих несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов (ст. 331 УК), вербующих несовершеннолетних для сексуальной или иной эксплуатации (ст.ст. 1711, 187 УК) и др. Не исключается также применение различных ограничительных и иных мер, предусмотренных гражданским или семейным законодательством.

Назначение наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров. Особенностью назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров при осуждении несовершеннолетних является ограничение максимально допустимых сроков лишения свободы. Указанное ограничение дифференцируется в зависимости от вида совокупности и возраста несовершеннолетнего на момент совершения преступления.

Лицу, совершившему в возрасте от 14 до 18 лет несколько преступлений, включающих преступления, не представляющих большой общественной опасности, менее тяжкие или тяжкие преступления в любом сочетании, окончательное наказание назначается путём поглощения менее строгого наказания более строгим либо путём частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершённых преступлений, с учётом ограничений, предусмотренных ст. 115 УК.

Несовершеннолетним, которые в возрасте до 16 лет совершили два или более преступления, из которых хотя бы одно является особо тяжким, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать тринадцати лет.

Если же несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет совершил несколько преступлений, из которых хотя бы одно является особо тяжким, то лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать пятнадцати лет.

При назначении несовершеннолетним окончательного наказания по совокупности приговоров максимальный срок лишения свободы не может превышать семнадцати лет. При совокупности приговоров не имеют значения ни степень тяжести совершённых преступлений, ни возрастные периоды их совершения – от 14 до 16 лет или от 16 до 18 лет.

Изложенные правила назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров действуют и при назначении наказания взрослому лицу, осуждаемому за преступления, совершённые в несовершеннолетнем возрасте. Если, например, после вынесения приговора за преступление, совершённое взрослым лицом, будет установлено, что оно виновно в совершении ещё нескольких преступлений, совершённых до 18 лет, то сначала будет назначено наказание за совокупность преступлений по правилам статьи 116 УК, а затем будут применены правила статьи 72 УК.

Предусмотренные для несовершеннолетних ограничения сроков лишения свободы должны учитываться и при определении максимальных сроков лишения свободы, назначаемых по совокупности преступлений, одно из которых совершено в возрасте до 18 лет, а другие преступления – в совершеннолетнем возрасте. Однако данные правила применимы, если входящее в такую совокупность особо тяжкое преступление совершено в несовершеннолетнем возрасте. Максимальный срок лишения свободы в таких случаях ограничен соответственно тринадцатью или пятнадцатью годами в зависимости от возраста, в котором было совершено такое преступление.

В том случае, если совокупность состоит из трёх преступлений, два из которых являются особо тяжкими и одно из них совершено до достижения совершеннолетия, а два других (в том числе особо тяжкое) – после достижения совершеннолетия, то применяются правила, предусмотренные статьёй 72 УК.