Ритм общения

Дополнения к коммуникативным типам

Ритм - это составляющая общения, которая позволяет наибо­лее полно представлять информацию. Коммуникативный процесс осуществляется в соответствии с ритмом. Ритм общения играет не­маловажную роль в характеристике разных типов людей и часто слу­жит поводом для фрустрации. Приводимые ниже краткие характе­ристики ритмов коммуникации помогут снизить вашу неудовлетво­ренность процессом общения.

· Экстраверсия — интроверсия

Экстраверты (Е) обычно быстро предоставляют информацию и хотят так же быстро получить ответ. Они предпочитают, чтобы беседы, совещания и коммуникативный процесс в целом прохо­дили в ускоренном режиме.

Интроверты (I), как правило, отдают предпочтение более мед­ленному темпу в процессе обмена информацией; им необходимо время для рефлексии и место для наблюдений.

· Ощущающий и мыслительный (ST)типы, задают ритм сообразно предстоящей задаче; другие люди могут воспринимать его как обрушившийся на них поток.

· Ощущающий и чувствующий (SF)типы задают ритм, принимая во внимание окружающих; их стремление непременно задейство­вать всех может показаться другим совершенно неоправданными замедляющим процесс.

· Интуитивный и чувствующий (NF) типы задают ритм, используя давление и убеждение, когда представляют собственные идеи; их ритм может вызвать фрустрацию у тех, кому необходимо все конкретизировать и пояснять.

· Интуитивный и мыслительный (NT) типы задают ритм, основы­ваясь на своих взглядах и объяснительных паттернах; их стрем­ление представить исчерпывающую картину может причинять другим некоторые неудобства.

· Оценивающий и воспринимающий

Оценивающий (J). Данному типу подходит четкий, организован­ный и Достаточно быстрый ритм: «Потратим пять минут на об­суждение проблемы и выслушаем каждого, а затем перейдем к голосованию».

Воспринимающий (Р).Представители данного типа часто не име­ют каких-то определенных предпочтений относительно быстро­ты ритма, но то, что им обычно необходима возможность вносить поправки, безусловно, замедляет процесс принятия решений.

Когда все предпочтения расходятся, разница в ритмах может от­разиться на процессе коммуникации и привести к негативным по­следствиям. Представители ISFJ-типа, например, могут восприни­мать способ общения ENTP-типа как абсолютно бессмысленный: «Она перескакивает с одного на другое, говорит слишком быстро, никогда ничего не конкретизирует. Большую часть времени мне даже трудно понять, о чем она говорит». В свою очередь, тип ISFJ может восприниматься представителями ENTP-типа как застревающий и непоследовательный: «Он всегда такой «любезный», все время пы­тается выведать что-нибудь личное, а ведь это не его дело. А потом ему обязательно нужно все подробно обсудить. Иногда мне кажется, что я взвою, если он не сдвинется с места и не закончит с этим воп­росом».

То, что предпочтения отдаются сразу нескольким типам — даже всем четырем, не гарантирует, что процесс коммуникации будет совершен­ным.

Два представителя INTP-типа, предъявляющие разные и проти­воречивые объяснения, могут столкнуться с коммуникационным кон­фликтом. Каждый из них будет пытаться донести свое видение про­блемы, не замечая при этом здорового зерна в суждениях другого.

Два представителя ENFP-типа могут иметь совершенно разные мнения о том, как удовлетворять требования сотрудников в органи­зациях, о важности и ценности своих идей, не оценивая должным образом подход других.

Два представителя ESTJ-типа могут иметь совершенно разные подходы к достижению намеченных целей и двигаться дальше, ни­чего не обсуждая между собой. Претворение в жизнь их планов вос­принимается другими негативно и представляется неэффективным.
Два представителя ISFJ-типа могут обладать совершенно раз­ными сведениями о требованиях их окружения, и поэтому им доста­точно сложно привести свои полярные мнения, к общему знаменате­лю.

Для того чтобы сделать коммуникативный процесс более эф­фективным, недостаточно просто разбираться в разных стилях ком­муникации. Взаимное доверие, открытое обсуждение разных мне­ний, сотрудничество и способность слышать других людей — все это так же важно, как и естественное стремление быть услышанным. Все вместе будет только способствовать налаживанию эффективного коммуникативного процесса.

 

Общие рекомендации и стратегии для тех,

кто будет применять знание типовых предпочтений,