Ритм общения
Дополнения к коммуникативным типам
Ритм - это составляющая общения, которая позволяет наиболее полно представлять информацию. Коммуникативный процесс осуществляется в соответствии с ритмом. Ритм общения играет немаловажную роль в характеристике разных типов людей и часто служит поводом для фрустрации. Приводимые ниже краткие характеристики ритмов коммуникации помогут снизить вашу неудовлетворенность процессом общения.
· Экстраверсия — интроверсия
Экстраверты (Е) обычно быстро предоставляют информацию и хотят так же быстро получить ответ. Они предпочитают, чтобы беседы, совещания и коммуникативный процесс в целом проходили в ускоренном режиме.
Интроверты (I), как правило, отдают предпочтение более медленному темпу в процессе обмена информацией; им необходимо время для рефлексии и место для наблюдений.
· Ощущающий и мыслительный (ST)типы, задают ритм сообразно предстоящей задаче; другие люди могут воспринимать его как обрушившийся на них поток.
· Ощущающий и чувствующий (SF)типы задают ритм, принимая во внимание окружающих; их стремление непременно задействовать всех может показаться другим совершенно неоправданными замедляющим процесс.
· Интуитивный и чувствующий (NF) типы задают ритм, используя давление и убеждение, когда представляют собственные идеи; их ритм может вызвать фрустрацию у тех, кому необходимо все конкретизировать и пояснять.
· Интуитивный и мыслительный (NT) типы задают ритм, основываясь на своих взглядах и объяснительных паттернах; их стремление представить исчерпывающую картину может причинять другим некоторые неудобства.
· Оценивающий и воспринимающий
Оценивающий (J). Данному типу подходит четкий, организованный и Достаточно быстрый ритм: «Потратим пять минут на обсуждение проблемы и выслушаем каждого, а затем перейдем к голосованию».
Воспринимающий (Р).Представители данного типа часто не имеют каких-то определенных предпочтений относительно быстроты ритма, но то, что им обычно необходима возможность вносить поправки, безусловно, замедляет процесс принятия решений.
Когда все предпочтения расходятся, разница в ритмах может отразиться на процессе коммуникации и привести к негативным последствиям. Представители ISFJ-типа, например, могут воспринимать способ общения ENTP-типа как абсолютно бессмысленный: «Она перескакивает с одного на другое, говорит слишком быстро, никогда ничего не конкретизирует. Большую часть времени мне даже трудно понять, о чем она говорит». В свою очередь, тип ISFJ может восприниматься представителями ENTP-типа как застревающий и непоследовательный: «Он всегда такой «любезный», все время пытается выведать что-нибудь личное, а ведь это не его дело. А потом ему обязательно нужно все подробно обсудить. Иногда мне кажется, что я взвою, если он не сдвинется с места и не закончит с этим вопросом».
То, что предпочтения отдаются сразу нескольким типам — даже всем четырем, не гарантирует, что процесс коммуникации будет совершенным.
Два представителя INTP-типа, предъявляющие разные и противоречивые объяснения, могут столкнуться с коммуникационным конфликтом. Каждый из них будет пытаться донести свое видение проблемы, не замечая при этом здорового зерна в суждениях другого.
Два представителя ENFP-типа могут иметь совершенно разные мнения о том, как удовлетворять требования сотрудников в организациях, о важности и ценности своих идей, не оценивая должным образом подход других.
Два представителя ESTJ-типа могут иметь совершенно разные подходы к достижению намеченных целей и двигаться дальше, ничего не обсуждая между собой. Претворение в жизнь их планов воспринимается другими негативно и представляется неэффективным.
Два представителя ISFJ-типа могут обладать совершенно разными сведениями о требованиях их окружения, и поэтому им достаточно сложно привести свои полярные мнения, к общему знаменателю.
Для того чтобы сделать коммуникативный процесс более эффективным, недостаточно просто разбираться в разных стилях коммуникации. Взаимное доверие, открытое обсуждение разных мнений, сотрудничество и способность слышать других людей — все это так же важно, как и естественное стремление быть услышанным. Все вместе будет только способствовать налаживанию эффективного коммуникативного процесса.
Общие рекомендации и стратегии для тех,
кто будет применять знание типовых предпочтений,