Структуризованные виды деятельности
Этот аспект организаций включает в себя как сам каркас структуры, так и проблемы распределения видов деятельности между подразделениями.
Принцип разделения труда
Принцип разделения труда следует отличать от профессиональной специализации в ее детализированном и предельном значении. Разделение труда действительно подразумевает, что предприятие выиграет от специализации заданий. Однако эта специализация может иметь место в широких областях сбыта или бухгалтерии или даже может принимать форму проекта, когда многообразные и довольно специализированные задания нацелены на выполнение какого-то комплексного проекта. Основной смысл данного принципа в том, что все виды деятельности на предприятии должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач.
Принцип функционального определения. Чем более полно определены ожидаемые результаты, выполняемые виды деятельности, делегированные организационные полномочия или полномочия и информационные взаимосвязи какой-то должности или отдела, тем лучше лица, занимающие эти должности, смогут способствовать достижению целей предприятия.
Принцип разделения. Если какие-то виды деятельности производятся с целью осуществления контроля за другими, то люди, на которых возложены эти задачи, не могут должным образом выполнять свои обязанности, если будут подчинены тому же подразделению, работу которого они, как ожидается, должны оценивать.
Процесс организации
Принцип равновесия. Применение принципов или методов должно быть сбалансировано с учетом общей эффективности структуры в деле достижения целей предприятия. Принцип равновесия является общим для всех областей науки и всех функций управляющего. И все же его применение более эффективно, когда дело касается организации, чем каких-либо других функций. Всякая структура нуждается в равновесии. Случаи неэффективности, вызванные широкими диапазонами управления, необходимо сопоставить со случаями неэффективности слишком протяженных линии коммуникаций. Ущерб нанесенный множественным командованием, следует сопоставить с теми преимуществами, которые дают знание дела и единообразие при делегировании функциональных полномочий штабным и вспомогательным подразделениям. Экономия от профессиональной специализации при структуризации в соответствии с функциями предприятия должна быть сопоставлена с преимуществами, возникающими благодаря созданию хозрасчетных, полуавтономных продуктных или территориальных подразделений. Это еще раз доказывает, что теория управления должна быть ситуационной теорией.
Принцип гибкости. Чем больше мер предпринято для придания гибкости организационным структурам, тем лучше они могут служить выполнению поставленных задач.
Этот принцип связан с включением в каждую структуру механизмов, устройств и факторов внешнего окружения, которые должны помочь предугадывать изменения и реагировать на них. По мере того как предприятие продвигается к своей цели, происходят изменения в его среде, как во внешней, так и во внутренней. Предприятие, у которого отсутствует гибкость (это может выражаться в сопротивлении изменениям, чрезмерно сложных процедурах и т. п.), подвергает себя риску не справиться с проблемами, которые возникают вместе с экономическими, техническими, биологическими, политическими и социальными переменами. Нельзя забывать, что одной из обязанностей является обеспечение дальнейшего существования предприятия.
Принцип облегчения руководства. Чем больше какая-либо организационная структура и соответствующее ей делегирование полномочий помогают управляющим создавать и сохранять необходимую для получения нужных результатов среду, тем им легче реализовывать свои способности к руководству.
Поскольку уровень управленческого мастерства в значительной мере зависит от качества руководства тех, кто занимает административные посты, важно, чтобы организационная структура выполняла свою роль в создании такой ситуации, при которой администратор имеет возможность наиболее эффективно возглавлять порученное ему дело. В этом смысле процесс организации — это метод, способствующий проявлению качеств руководителя. Если распределение полномочий и структурная компоновка создают такую ситуацию, при которой к руководителям подразделений относятся как к лидерам, причем облегчается их задача по руководству, можно считать, что структуризация выполнила свою задачу. Но если руководители подразделений погрязли в мелочах, если реальная власть в отношении планирования, организации, работы с кадрами, руководства и лидерства, управления их подразделениями не находится в их руках, то организационная структура отодвинула в тень и подавила своих управляющих.
Лекция №7