Структуризованные виды деятельности

Этот аспект организаций включает в себя как сам каркас структуры, так и проблемы распределения видов деятельно­сти между подразделениями.

Принцип разделения труда

Принцип разделения труда следует отличать от професси­ональной специализации в ее детализированном и предельном значении. Разделение труда действительно подразумевает, что предприятие выиграет от специализации заданий. Однако эта специализация может иметь место в широких областях сбыта или бухгалтерии или даже может принимать форму проекта, когда многообразные и довольно специализированные зада­ния нацелены на выполнение какого-то комплексного проек­та. Основной смысл данного принципа в том, что все виды де­ятельности на предприятии должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достиже­нию поставленных задач.

Принцип функционального определения. Чем более полно определены ожидаемые результаты, выполняемые виды деятельности, делегированные организационные полномочия или полномочия и информационные взаимосвязи какой-то должности или отдела, тем лучше лица, занимающие эти должности, смогут способствовать достижению целей предприятия.

Принцип разделения. Если какие-то виды деятельности производятся с целью осуществления контроля за другими, то люди, на которых возложены эти задачи, не могут должным образом выполнять свои обязанности, если будут подчинены тому же подразделению, работу которого они, как ожидается, должны оценивать.

Процесс организации

 

Принцип равновесия. Применение принципов или ме­тодов должно быть сбалансировано с учетом общей эффек­тивности структуры в деле достижения целей предприятия. Принцип равновесия является общим для всех областей на­уки и всех функций управляющего. И все же его применение более эффективно, когда дело касается организации, чем ка­ких-либо других функций. Всякая структура нуждается в рав­новесии. Случаи неэффективности, вызванные широкими ди­апазонами управления, необходимо сопоставить со случаями неэффективности слишком протяженных линии коммуника­ций. Ущерб нанесенный множественным командованием, сле­дует сопоставить с теми преимуществами, которые дают зна­ние дела и единообразие при делегировании функциональных полномочий штабным и вспомогательным подразделениям. Экономия от профессиональной специализации при структу­ризации в соответствии с функциями предприятия должна быть сопоставлена с преимуществами, возникающими благо­даря созданию хозрасчетных, полуавтономных продуктных или территориальных подразделений. Это еще раз доказывает, что теория управления должна быть ситуационной теорией.

Принцип гибкости. Чем больше мер предпринято для при­дания гибкости организационным структурам, тем лучше они могут служить выполнению поставленных задач.

Этот принцип связан с включением в каждую структуру механизмов, устройств и факторов внешнего окружения, ко­торые должны помочь предугадывать изменения и реагировать на них. По мере того как предприятие продвигается к своей цели, происходят изменения в его среде, как во внешней, так и во внутренней. Предприятие, у которого отсутствует гибкость (это может выражаться в сопротивлении изменениям, чрез­мерно сложных процедурах и т. п.), подвергает себя риску не справиться с проблемами, которые возникают вместе с эконо­мическими, техническими, биологическими, политическими и социальными переменами. Нельзя забывать, что одной из обя­занностей является обеспе­чение дальнейшего существования предприятия.

Принцип облегчения руководства. Чем больше какая-либо организационная структура и соответствующее ей делегиро­вание полномочий помогают управляющим создавать и сохра­нять необходимую для получения нужных результатов среду, тем им легче реализовывать свои способности к руководству.

Поскольку уровень управленческого мастерства в значи­тельной мере зависит от качества руководства тех, кто занима­ет административные посты, важно, чтобы организационная структура выполняла свою роль в создании такой ситуации, при которой администратор имеет возможность наиболее эф­фективно возглавлять порученное ему дело. В этом смысле процесс организации — это метод, способствующий проявле­нию качеств руководителя. Если распределение полномочий и структурная компоновка создают такую ситуацию, при ко­торой к руководителям подразделений относятся как к лиде­рам, причем облегчается их задача по руководству, можно счи­тать, что структуризация выполнила свою задачу. Но если ру­ководители подразделений погрязли в мелочах, если реальная власть в отношении планирования, организации, работы с кад­рами, руководства и лидерства, управления их подразделени­ями не находится в их руках, то организационная структура отодвинула в тень и подавила своих управляющих.

 

 

Лекция №7