СВОЙСТВА СИСТЕМЫ.

Система, должна обладать следующи­ми свойствами:

1. Система состоит из нескольким уровней организации, упорядоченными по иерархическому принципу, причем каждо­му уровню организации присущи свои характерные способы взаимосвязи и координации между специфическими для дан­ного уровня единицами.

2. В объединении системных единиц каждого уровня уча­ствует только часть их материалов и свойств.

3. Системные единицы могут непрерывно обновляться, однако система при постоянных внешних условиях сохраня­ет основные особенности своей организации. Совокупность основных системных единиц и устойчивых взаимосвязей меж­ду ними и между уровнями организации — основная характе­ристика системы, называемая структурой.

4. Любая система взаимодействует как с неорганизованной внешней средой, так и с другими системами, вместе с которы­ми она может входить как составная часть в еще более обшир­ную и сложную “надсистему”.

5. Взаимосвязи между структурными единицами можно подразделить на внутренние, непосредственно направленные на достижение цели, и внешние, имеющие опосредованное от­ношение к достижению цели, хотя и важные для функциони­рования системы.

6. Системные единицы одного структурного уровня слож­ности в основе своей однородны (в смысле возможности вы­полнения необходимых функций) и в то же время функцио­нально разнообразны (в смысле реального освоения функций).

7. Внешняя среда переменна не только в пространстве, но и во времени, при этом можно различать изменения быстрые и медленные (по сравнению с некоторым “характерным” време­нем существенного изменения системы).

8. На быстрые изменения внешней среды система реагиру­ет путем изменения количественного соотношения между раз­личными видами системных единиц (экстенсивное изменение структуры), на медленные — за счет качественного изменения единиц, включения новых их свойств, усложнения (интенсив­ное изменение структуры).

9. С целью уменьшения влияния быстрых изменений внеш­ней среды сложная система развивает способность менять свое состояние (или структуру) при таких изменениях среды: спо­собность быстро обрабатывать и анализировать поступающую извне информацию о состоянии внешней среды; способность принимать решение и организовывать внутреннее взаимодей­ствие, обеспечивающее оптимальное поведение в данных усло­виях; фиксировать рассогласование намерения с реальным результатом и соответственно корректировать либо действия, либо намерения (т. е. использовать принцип обратной связи).

10. Необходимые звенья отражения — фиксирование, закреп­ление, хранение и передача информации. Фиксирование ин­формации производится на основе кодирования, осуществ­ляемого либо компактно — в виде образа, либо универсаль­но—в виде символа (знак, язык). Закрепление информации может производиться либо в формах поведения (тогда инфор­мация передается только при непосредственном контакте — обучение через подражание, тренаж — через моделирование ситуаций и т. п.), либо в материальной основе (тогда инфор­мация отчуждается от своего носителя и может храниться и передаваться в пространстве и времени). Отчужденная и за­кодированная (образно, символически или стереотипически) информация о преимущественных типах поведения данной системы в ряде характерных условий, возникавших в процес­се ее исторического развития, носит название культуры дан­ной системы.

11. Последовательность изменений, происходящих в струк­туре системы, имеет место только тогда, когда между отдель­ными его стадиями сохраняются отношения преемственно­сти. При этом на каждой стадии процесса развития можно выделить три основных типа структурных элементов - наи­более развитые в настоящий момент “действительные” элементы, слабо развитые “потенциальные” элементы более высокого уровня сложности противоположной отрицающей формы и “опосредующие” элементы, снимающие это основ­ное противоречие. Процесс развития системы и есть процесс снятия основного противоречия, отраженный в последова­тельных ступенях переходов, превращения потенциальных элементов в действительные с помощью опосредующих.

12. По проявлению во внешней среде этапы процесса разви­тия можно охарактеризовать так (S- стабильность, I-интенсивность, E- экстенсивность); S — стабильное функционирование на данном структурном уровне сложности в фиксированных гра­ницах своего влияния; SI — появление и формирование эле­ментов более высокого структурного уровня сложности в связи с неадекватным поведением системы на границе своего влия­ния; I— интенсивное изменение, качественный скачок, пере­ход системы на более высокий структурный уровень сложно­сти; IЕ — закрепление системы на новом уровне в старых гра­ницах за счет количественною роста структурных единиц высшей сложности; Е — экстенсивное изменение системы во внешней среде, расширение границ влияния; ЕS — достиже­ние новых границ влияния и переход к стабильному функцио­нированию на новом уровне.

13. По составу и соотношению основных структурных эле­ментов в процессе развития сложной системы можно выде­лить этапы: S — “ослабление — зарождение” — ослабление действительных элементов, появление единичных потенци­альных элементов; SI — “старость — формирование” — агре­гирование потенциальных элементов в поисках новых форм структурной организации, осуществляемое при активном содействии опосредующих элементов; I — “гибель — рожде­ние” -- создание и победа новых форм структурной органи­зации, превращение потенциальных элементов в действи­тельные; IЕ — “рост” — экстенсивное изменение, рост числа элементов е новой структурной сложностью внутри старых границ системы, подавление (снятие, отрицание) старых дей­ствительных элементов; Е — “расцвет” — систему полиостью определяют действительные элементы нового уровня сложно­сти, эффективно действующие во внешней среде; ЕS — “зре­лость — предпосылки” — выделение из числа действительных опосредующих элементов, создающих предпосылки для появ­ления новых потенциальных элементов.

Изложенные выше общие определения и свойства системы в приложении к исследованию конкретных сложных объектов должны дополнительно уточняться с учетом особенностей объекта исследования.

Проиллюстрируем это на примере анализа такого важного социального объекта как коллектив.

Системный подход к исследованию коллектива в кратком виде можно представить как последовательность сле­дующих методических этапов:

— анализ основных особенностей, профессиональной дея­тельности коллектива, которая расчленяется на отдельные функциональные фрагменты, совпадающие, по возможности, с этапами творческого процесса;

— выявление и формулирование в терминах данной про­фессиональной группы свойств и качеств, наиболее необходи­мых в деятельности ее на каждом из выделенных этапов. При этом качества условно разделяются на “деловые” (взаимодей­ствия), имеющие прямую связь с непосредственными целями коллектива, и “психологические” (взаимоотношения), лишь опосредованно влияющие на достижение целей;

— сбор первичной информации: проведение анкетирования всех членов группы по системе взаимных оценок, при котором требуется оценить по пятибалльной шкале относительную яркость проявления каждого из отобранных экспертами ка­честв у каждого члена группы;

— обработка первичной информации: вычисление (по спе­циальной программе для ЭВМ) ряда количественных показа­телей, на основе которых определяются различные системные параметры — “определенность”, “популярность”, “важность”, “лидерство” и др.;

— сопоставление соответствующих качеств из группы “деловых” с качествами из группы “психологиче­ских”;

— содержательная интерпретация полученных взаимосвя­зей между характеристиками, которая может быть проверена или уточнена на основе дополнительной информации или по­средством специальных экспериментов.

На заключительном этапе на основе групповых и личност­ных характеристик делается попытка прогнозирования состо­яния коллектива в ближайшем будущем, что может послужить исходным пунктом для выработки соответствующих практи­ческих рекомендаций.