Методологические проблемы психологии организационной и управленческой деятельности.
Лекция№3
В понимании предмета организационной и управленческой деятельности есть существенное различие в понимании его в отечественной психологической науке советского периода и на Западе. Так в американской и западноевропейской психологической литературе эта дисциплина почти единодушно рассматривается как социально-психологическая (хотя базой ее является не только социальная психология), тогда как в советской психологической науке социально-психологическая проблематика отодвигается на второй план, а главное место занимает проблема АСУ (автоматических систем управления). Но следует заметить, что проблема АСУ, скорее относится к области инженерной психологии, так как ее основным предметом становится взаимодействие человека и машины, в то время как предметом психологии управления является взаимодействие человек-организация, человек-группа, человек-человек. В этой связи можно сделать вывод, что западный методологический подход к пониманию проблем психологии управления гораздо ближе к основным целям и задачам данного курса. В тоже время западная психология организации и управления отличается крайним прагматизмом, что существенно сказывается на ее методологии. Он способствовал ее быстрому сближению с практикой, но в то же время обусловил замедленное развитие ее теории.
На уровне научной и административной практики в западной организационной психологии исследуются и широко используются следующие социально-психологические процессы:
1) лидерство и его различные стили, зависящие от конкретных условий ситуации и организации;
2) партиципация и кооптация. Под первой понимается допуск рядовых членов организации к принятию решений путем организации их групповых встреч с представителями менеджмента. Этот допуск носит иллюзорный характер, поскольку означает “...не метод принятия решений, а метод убеждения” (VегЬа, 1961). Особо выделяется селективная партиципация, означающая более широкое привлечение к принятию решений максимально податливых групп индивидов, способных в то же время провести влияние администрации на остальных членов организации. Кооптация означает привлечение наиболее активных или потенциально опасных представителей недовольных групп в состав высшей администрации. И партиципация, и кооптация преследуют цель создать иллюзию сопричастности рядовых членов организации ее целям, повлиять на их ориентацию, а для “кооптируемых” в администрацию — изменить их референтную группу. Тезис о партиципации положен в основу одной из моделей управления, известной под сокращенным названием МБО (первые буквы английских слов, означающих “управление с ориентацией на цели”) (Dгuсkег, 1954). Она применяется во многих компаниях, от мелких фирм до монополий, в различных странах мира;
3) манипулирование неформальными группами с целью использования влияния их лидеров и противопоставления одной группы другой по старому принципу “разделяй и властвуй”. В этой связи в последние годы возродился интерес к Макиавелли и его трудам, и выдвинуто даже понятие “макиавеллиевой личности”;
4) манипулирование информацией с целью сбора данных о положении в организации и распространения сведений, способствующих осуществлению целей администрации, а также с целью создания нужного “образа” организации и ее руководства. Появился даже специальный термин “управление информацией”;
5) разработка методов ведения переговоров, убеждения и внушения. Психология общения в этой связи образует один из важных разделов теории управления;
6) поиск наиболее эффективных форм анализа положения дел в организации, способных выявить и учесть все релевантные факторы. Как инструмент анализа положения и развития дел в организации рекомендуется модель управления СОП (“ситуация — организм — поведение”). В ней подчеркивается, что поведение индивидов должно рассматриваться в качестве функции сложного взаимодействия между “ситуацией”, под которой подразумевается внешнее окружение во всех его измерениях от физических до социальных, и “организмом”. Под последним понимается человек как носитель не только физических и физиологических, но и психологических характеристик;
7) специальная психологическая подготовка менеджеров, получившая название “тренировка чувствительности”. Под чувствительностью в данном случае подразумевается не проявление эмоциональности, а способность понимать скрытые мотивы собственной” поведения и поведения других индивидов. Обучение менеджеров проводится в так называемых Т-группах (“тренировочные группы”). В 1965 г. Литте-рер предложил три стратегии разрешения конфликтов, главной из которых он считает “тренировку чувствительности”.
Теоретические положения, выработанные в рамках раздела “развитие организации”, положены в основу особой модели управления, предложенной в 1965 г. У. Беннисом и опирающейся на концепцию “запрограммированных перемен”. Эта концепция предусматривает системный подход к планированию изменений в организации и учет ценностных установок и эмоциональных реакций на новшества работающих в ней людей. Решающую роль, по мнению Бенниса, при подготовке новшеств должен играть психолог, выступающий в качестве “агента перемен”.
Одной из наиболее заметных характеристик этой отрасли психологии на Западе стал эмпиризм. Если эволюцию отдельных концепций психологии организации и управления рассмотреть схематически, то ее путь будет выглядеть примерно следующим образом: конкретная задача управленческой практики, требующая решения, как исходный пункт — экспериментирование, проводимое зачастую по методу проб и ошибок, — нахождение решения для поставленной задачи — разработка на основе накопленного опыта теории модели — новое экспериментирование уже с целью проверки модели, ее анализа и критики с последующим уточнением рамок и условий ее практической применимости. Именно по такой схеме развивался ряд концепций, возникших, например из хоуторнских исследований.
Э. Мэйо даже провозгласил эмпиризм основным принципом социальных наук, заявив, что научный прогресс исчерпывается тремя стадиями: наблюдением, умением, экспериментом и логикой. Он выделил два вида знания: “знание о чем-то”, основанное на абстрактном мышлении, и “знание через ознакомление”, приобретенное путем прямого опыта. Второе, по его мнению, несравненно более ценно, так как приближает исследователя к решению практических задач (1960).
Другим примером эмпирического подхода к проблемам психологии управления может служить также хорошо известная работа Д. Маклелланда в области мотивации. Проведя серию экспериментов, он разработал концепцию “потребности в успехе” (или в достижениях) и метод ее развития, ставших, предметом многих экспериментальных проверок и теоретических дискуссий (1961). Если сам Маклелланд, как это часто бывает с западными исследователями, провозгласил свою концепцию ключом к решению всех общественных проблем, то более трезвая ее последующая проверка и анализ значительно ограничили сферу и условия ее применения.
Настоятельные запросы частного бизнеса и прагматизм определили и другую особенность психологии менеджмента: в отличие от социальной психологии и других психологических дисциплин (за исключением, может быть, психологии рекламы) в этой сфере исследований, пожалуй, самое короткое расстояние от лабораторного до полевого эксперимента. К тому же, как отмечено выше, многие исследования проходят противоположный путь: они начинаются “в поле”, т. е. в реальных условиях производственных организаций и предприятий, и лишь позже, на стадии проверки и анализа, продолжаются в лаборатории. “Испытуемыми” в полевых экспериментах выступают крупные фирмы и предприятия (или их части), насчитывающие тысячи и десятки тысяч рабочих и служащих.
В настоящее время голый эмпиризм в западной психологии организации и управления играет уже не такую большую роль. Идет процесс усвоения, осмысления и интеграции большого количества эмпирических данных и частных теорий и складываются система и собственный концептуальный аппарат этой психологической дисциплины.
Еще одно обстоятельство, сказавшееся на методологиипсихологии управления, связано с той теоретической базой, на которой западным психологам пришлось создавать новую науку. Дело в том, что основные школы западной психологии не обладали ни соответствующим концептуальным аппаратом, ни достаточным теоретическим багажом, пригодным для разработки совершенно новых проблем. Как отмечают Д. Катц и Р. Кан, “бихевиоризм, фрейдизм и теория поля были слишком сориентированы на индивида, и поэтому их полезность в решении задач социально-структурного характера оказалась очень ограниченной” (1966). С другой стороны, в разработке теорий организации психологию несколько опередила социологическая наука, хотя ее вклад оказался весьма односторонним. В этой связи нельзя не сказать о необычном для западных психологов признании, которое делают Д. Катц и Р. Кан, говоря о роли в развитии социальной психологии марксистского учения. Указав на ограниченность традиционных социологических теорий, они пишут, что “...наиболее систематизированным и смелым подходом к разработке проблем социальной структуры и ее психологических аспектов является теория Маркса”.
Невозможность использовать в целом ту или иную школу в психологии для решения задач современного управления не означает, что теория организации отказалась от применения отдельных концепций, разработанных в рамках этих школ. Многие из них инкорпорированы в ткань новой психологической дисциплины и единственный критерий при этом заключается лишь в том, чтобы используемое положение “работало”. Поэтому с теоретической точки зрения западная психология организации и управления отличается большой эклектической пестротой. Это сказывается также и на ее методологии. Так, при изучении восприятия она руководствуется прежде всего гештальтпсихологией; из теории личности она берет положения о роли бессознательных процессов и защитных механизмов Фрейда, концепцию потребностей Маслоу и “Я-концепцию” Роджерса; в теории учения до некоторой степени используются взгляды бихевиористов, в частности Толмэна. Влияние Скиннера, довольно заметное в социальной, идеологической и педагогической практике, в организационной психологии незначительно. Оно проявляется в исследованиях роли материального вознаграждения и в теории наказаний. В исследованиях взаимоотношений американских менеджеров и иностранных рабочих, приобретающих большое значение в связи с деятельностью американских специалистов и советников за рубежом, находят применение концепции и методы культурологической психологии.
Следует особо остановиться на взаимоотношениях психологии и социологии в науке об организации и управлении. Как говорилось выше, первые теории организации были выдвинуты социологами. Организации рассматривались как автономные закрытые системы, не зависящие в своей структуре и функционировании от индивидов, работающих в них. Человек воспринимался лишь в качестве придатка машины и носителя низших потребностей, которого нужно заставлять работать, строго контролировать, наказывать за плохую работу, а поощрять только материально. В области организации труда господствовала система тэйлоризма, включавшая в себя элементы так называемой инженерной физиологии. Основной моделью организационной теории была концепция бюрократической организации М. Вебера. После того как жизнь настоятельно показала необходимость разработки психологических, а не только социологических аспектов организации, положение резко изменилось. Вопросы структуры, формы и эффективности организации стали рассматриваться с учетом “человеческого фактора”. Бюрократическая модель была признана подавляющим большинством специалистов безнадежно устаревшей, и одной из главных задач теории организации стал поиск новых организационных форм, которые лучше отвечали бы требованиям ускоренной динамики развития современной экономики и способствовали оптимальному использованию личной инициативы и творчества работающих в организации индивидов. Тем не менее, некоторое влияние чисто социологического подхода сохранилось до сих пор. Отдельные социологи, признавая формально необходимость учета всех, в том числе и психологических, факторов при изучений организации, фактически ограничивают это изучение социологическим уровнем. В качестве примеров можно назвать теории П. Блау, Ч. Перроу, Дж. Голдторпа и Д. Локвуда и др. С методологической точки зрения названные авторы рассматривают организацию как статичную структуру, существующую вне времени и конкретных условий. Люди выступают у них в качестве пассивных роботов, носителей определенных ролей, не оказывающих на организацию существенного влияния.
Влияние социологизации психологии управления за рубежом сегодня незначительно. Как признает один из представителей этой тенденции, Перроу, социологическая школа, ограничивающая свой исследования лишь рамками формальной организации, “ведет бои в арьергарде” (1970). В вопросе о взаимоотношениях социологии и психологии наибольшее признание среди западных психологов получила точка зрения, выраженная Д. Катцем и Р. Каном, которые полагают, что “макроподход” (социологический) и “микроподход” (психологический) имеют дело с одним и тем же рядом явлений социального поведения. Но первый является более масштабным и учитывает лишь результаты социального взаимодействия, тогда как второй более детален и занимается исследованием процессов и механизмов этого взаимодействия. По мнению названных авторов, должны применяться комбинированно оба подхода, что позволит “переводить” социологические макроконцепции в целый ряд психологических микроконцепций, В качестве практического инструмента для комбинированного применения обоих подходов Катц и Кан предлагают принцип открытых систем.
Системное исследование организаций является несомненным шагом вперед. Организация как открытая система представляет собой сложный комплекс подсистем, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга. Кроме того, она находится в постоянном взаимодействии с внешними системами, без которого не были бы возможны обмен с внешним миром и ее динамическая стабильность и процесс развития. Энергетический обмен, происходящий между организацией и внешним окружением, например в виде потребления сырья, производства и реализации продукции, позволяет рассматривать ее как живую социальную систему, сравнимую по определенным параметрам с биологическим организмом. “Системная теория имеет дело прежде всего с проблемами отношений, структуры и взаимодействий, а не с постоянными атрибутами объектов”, — пишут Катц и Кан (1966).
Новый подход наложил свой отпечаток как на методологию исследований организации в целом, что можно видеть на примере различных моделей управления, так и на разработку отдельных проблем. По понятным причинам влияние системной теории сказывается в первую очередь в тех разделах психологии управления, в которых ей приходится иметь дело с взаимодействием многих различных факторов.
Заслуживают внимания исследования в таких областях, как социальная обусловленность восприятия, проблемы коммуникации в организации, учет личностных особенностей в процессах управления и, в частности, при подборе и подготовке кадров, некоторые методы оценки управленческих кадров, психологические аспекты реорганизации и перестройки учреждений и предприятий, роль этнопсихологических факторов в организациях с различным национальным составом, методические особенности изучения социально-психологического климата организации, концепция “обогащения” трудовых процессов и некоторые другие исследования.