Связь психологии управления со смежными науками

Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении

Любой коллектив — это группа людей, представляю­щая единый социальный организм, члены которого пре­следуют свои цели, решают свои задачи, стремятся сохра­нить или изменить свой формальный и неформальный статус. Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой невероятно сложных отношений. Как любой орга­низм, коллектив может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправ­ляемым и распадается).

Конфликтология как часть совре­менной практической психологии, имеющая непосредст­венное отношение к психологии управления, — наука еще молодая, но все же имеющая в своем активе достаточное количество материалов, позволяющих менеджеру относи­тельно успешно справляться с кризисами в развитии кол­лектива. Расскажу об этом немного подробнее.

1. Уровень руководителя и степень его профессиона­лизма определяются не только тем, как он управляет раз­витием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта. Дело руководителя, его профессия — управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого нужны не только знания, но и конкретные навыки.

Что такое конфликты и какими они бывают? Каковы психологические механизмы развития различных видов и типов конфликтов? Можно ли предотвратить конфликт, и если да, то как? Что делать и чего не делать, если конф­ликт уже происходит? Как минимизировать последствия конфликта и сохранить коллектив? Какую цену запла­тить, чтобы она не оказалась чрезмерной? Эти вопросы весьма практического свойства и составляют суть искус­ства управления конфликтом, которым обладает или по крайней мере стремится обладать профессиональный ме­неджер. Искусство управления конфликтом — то, чем профессиональный менеджер отличается от руководите­ля — дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками, первый берется за дело и действу­ет с максимальной пользой и минимальными потерями.

Теснее всего психология управления связана с психо­логией личности и социальной психологией. Психология личности изучает качества, свойства и психологические особенности личности и их влияние на поведение, деяте­льность и общение. Что же касается психологии управле­ния, то, как я уже говорил, она сосредоточивает внимание на том, какие именно качества и свойства личности ока­зывают решающее влияние на эффективность управле­ния как в положительном, так и в отрицательном смысле.

Психология управления имеет свой специфический взгляд на проблему развития личности и личностных осо­бенностей, связывая ее с конкретными практическими аспектами.

Социальная психология — это отрасль психологического знания, изучающая специфические аспекты поведения со­циальных систем (групп людей), законы, определяющие взаимодействия внутри этих систем и между ними самими. Известно, что в каждой группе имеется как формальная, так и неформальная иерархия, которой подчинены все члены группы, независимо от того, стремятся они к сохра­нению или к изменению своего места в данной иерархии. И, действуя, человек должен соотносить возможные по­следствия того, что делает, с системой отношений, кото­рые сложились у него в группе. Развитие группы не являет­ся суммой всех действий и всех результатов, достигнутых всеми, кто в нее входит, — зависимость здесь не имеет пря­молинейного характера. Вот такого рода зависимости и изучает социальная психология. А психология управления, опираясь на данные социальной психологии, учитывает их и помогает человеку строить свое поведение на основе этих сложных взаимозависимостей. Поэтому вовсе не слу­чайно в современной психологии управления появились совершенно новые разделы — управление персоналом и ор­ганизационное поведение.

Что же касается взаимосвязи между психологией управления и менеджментом, то она была выражена, на мой взгляд, достаточно точно моими студентами, когда я однажды спросил их об этом. Ответ был таким: «В менед­жменте нас учат нас учат тому,что делать, а в психологии управления – тому как делать».

Заканчивая разговор о предмете современной психо­логии управления и ее месте в системе психологических наук, подведем итог.

Психология управления, являющаяся частью совре­менной практической психологии, имеет свой предмет, сущность и специфику которого можно обозначить как «человеческое измерение в менеджменте». Включение этого измерения в управленческую деятельность является сверхзадачей психологии управления, а использование его в своей работе помогает процессу личностного само­определения менеджера — свободного человека, которо­му приходится управлять свободными людьми.

II.Как любая, даже прикладная, наука, психология управления имеет специфические методы исследования собственного предмета. Подобно общей психологии, в пси­хологии управления существуют основные и вспомогатель­ные методы исследования. Рассмотрим их более подробно.