Коммуникативные умения менеджера

Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности

Любая деятельность должна быть организована — без этого она превращается в набор хаотических действий, которые, несмотря на все старания и искреннее желание чего-то достичь, заканчиваются весьма посредственными (и это в лучшем случае) результатами. Управленческая де­ятельность имеет свою особенность. Эта особенность за­ключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производст­венные, но и управленческие задачи.

Управленческая деятельность строится по определен­ным правилам, которые и исследуются психологией управления.

Можно сказать, что управление производит очень важ­ный продукт — порядок из хаоса. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизмен­но приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. «Кто производит — тот не управляет, кто управляет — тот не производит» — в этом, может быть, слишком прямолинейном девизе явно отражается важность организации деятельности вообще, и управленческой в частности. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие дей­ствия и умеет их осуществлять — он постоянно рефлектив-но анализирует свою деятельность и осуществляет развитие организаторских способно­стей, что, конечно же, имеет практическое значение.

Как связаны и как соотносятся между собой общение и управление? Что такое коммуникативная культура и коммуникативные умения менеджера? Как организовать общение с подчиненными самым эффективным образом? Как провести переговоры? Как научиться говорить пуб­лично? Вот далеко не полный перечень проблем, касаю­щихся вопроса взаимосвязи управления и общения. В том, что роль общения в эффективном управлении огромна, едва ли нужно кого-то убеждать. Но понимать роль общения и уметь использовать его — совсем не одно и то же. Вот почему психология управления включает конкретные практические проблемы организации эффек­тивного управленческого общения.

Коммуникативные качества личности не даются от рождения — они, подобно умению ездить на велосипеде или плавать, вырабатываются в результате специальных упражнений. Нужны только желание и время. Специали­сты в области психологии управления давно и успешно разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но фактором управления. Все, что делает менеджер, должно быть наце­лено на результат. А результатом является решение по­ставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил и денег. Добиться такого результата помогает правильная органи­зация управленческого общения в целом и каждого из его видов.