Лекция 1. Предмет и методы современной психологам управления
План:
1. Психология управления как отрасль практической психологии. 2. Предмет современной психологии управления. 3.Методы современной психологии управления, их краткая характеристика.
1. Современная психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии.
Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального общества. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов:
♦ Как сделать управление эффективным?
♦ Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?
♦ Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?
Можно сказать, что психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господствующей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стремящихся наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела.
Таким образом, психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессиональных психологов: «У нас много разных средств для решения проблем — что-нибудь кому-нибудь время от времени помогает» обрела реальный смысл.
Сам предмет психологии — человек и его психика, внутренний мир, поведение, деятельность, общение — явление неоднозначное и неодноплановое. Сегодня мы вряд ли понимаем природу человека лучше (даже несмотря на попытки ее искусственного изменения), чем древнегреческие философы. Она остается такой же тайной, какой является происхождение жизни. Человек с его внутренним миром — существо очень сложное, грубо говоря, не вмещающееся в теоретические концепции и построения. Это лишает нас возможности получить какие-то окончательные ответы на поставленные вопросы. Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции человека в психологии вызвано вполне объективными причинами.
2. Предмет психологии управления
Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом — специфика ее предмета. Раскроем данное положение более подробно и рассмотрим, какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте находятся в поле зрения психологии управления.
Разберемся с основными понятиями данной дисциплины и в первую очередь с категорией «управление», которое весьма неоднозначно понимается в повседневной жизни. Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на систему (объект управления) в интересах его эффективного функционирования и развития. Управление как функция производства: особая специфическая деятельность, особая функция производства, возникшая в процессе разделения труда. Управление как наука – это специфическая самостоятельная область человеческого знания о законах организации производства с целью повышения его производительности. «Управлять — значит, приводить к успехам других» (Зигерт В., Ланг Л.). «Управление есть настраивание других людей на труд» (Якокка Л.). «Управлять — значит, приводить сотрудников к успехам и самореализации» (Вудкок М., Френсис Д.). «Управление есть делание чего-то руками других людей» (Питерс Т., Уотермен Т. В)
Другими важнейшими категориями данной науки являются: организация, система. Организацией в психологии управления принято понимать объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Система – это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, которое образует определенную целестность, единство.
Основные разделы психологии управления это:
1. Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.
2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.
3. Коммуникативные умения менеджера.
4. Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.
Психология управления рассматривает эти проблемы с практической точки зрения. Познакомимся с ними поближе.
1. Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие
Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Можно сказать, что данная отрасль знаний изучает не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. В одной из ближайших лекций мы будем говорить о том, какими качествами должен обладать эффективно работающий «сильный руководитель» и как избежать возможных ошибок в создании и поддержании этого имиджа. Нельзя сказать, что психологию управления вообще не интересуют проблемы личности как таковой и что она сосредоточивается только и исключительно на анализе сильных и слабых сторон личности руководителя. В поле зрения этой отрасли науки попадают также и рядовые сотрудники. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них.
Во-вторых, рассматривая личность руководителя, психология не ограничивается только описаниями, сравнительным анализом и констатацией фактов. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей целенаправленно развивать в себе качества лидера. В этом и проявляется практический, прикладной характер психологии управления. Она учит руководителя самое малое тому, как не совершать очевидных ошибок, а самое большое — как совершенствовать себя в менеджменте. Что будет взято на-вооружение — минимум или максимум, — дело личного выбора. Ознакомясь с этой проблемой, вы как будущие специалисты в области управления сможете составить программу саморазвития, значение которой очевидно.