Ротовая полость

Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы

Возрастные особенности органов пищеварения

Вопросы для повторения и самоконтроля

 

1. Назовите стенки полости носа. Укажите, где носовые раковины и носовые ходы располагаются, какие функции они выполняют

2. Перечислите хрящи и мышцы гортани. Какие функции выполняет каждая из этих мыщц?

3. Что такое корень лёгкого, что входит в его состав?

4. Назовите поверхности правого и левого лёгкого и их границы (по линиям)

5. Что такое бронхиальное дерево и что такое альвеолярное дерево? Как они устроены и где располагаются?

6. Расскажите, как устроен лёгочный ацинус

7. Что такое плевра, какие части у нее выделяют, какие функции она выполняет?

8. Назовите известные вам составляющие (фазы) газообмена между внешней средой и организмом человека и дайте характеристику этим фазам

9. Расскажите как происходит вдох и выдох. Как вы представляете себе механизм этого процесса?

10.Назовите количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, приведите цифры (если помните). Как называются объёмы воздуха в легких?

11.Опишите газообмен в лёгких между вдыхаемым воздухом и кровью

 

 

Пищеварение— процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые

и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.

Включает: механическую обработку пищи (дробление), химичес­кую (расщепление) и всасывание.

Ферменты— это биологические катализаторы, вырабатываемые организмом и отличающиеся определенной специфичностью. Каждый фермент влияет только на определенные химические соединения и химические реакции.

 

 

1) Зубы: всего 32: 4 плоских резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на верхней и нижней челюсти. Зуб состоит из корня, шейки и коронки, покрытой эмалью.

Функции: захватывание, удержание и пережевывание пищи. Механическая обработка пищи необходима для ее последующего пере­варивания. Измельченная пища доступна действию пищеварительных соков.

■ Возрастные особенности

Начинают прорезываться на 6-8 месяце (молочные). В 6-7 лет начинают меняться на постоянные до 14 лет. Исключение — зубы мудрости, появление которых задерживается до 25-30 лет, а у 15 % людей вообще отсутствуют.

Кариес — повреждение эмали под влиянием кислот, образующееся при распаде остатков пищи.

Отрицательно действует — смена горячего и холодного, недо­статок витаминов (В и Д), солей кальция, фтора.

Слюнные железы:2 околоушных, 2 подъязычных, 2 подчелюстных. Протоки желез открываются в ротовую полость. В норме за сутки выделяется 1,5-2 л слюны.

Функции: выделяют слюну рефлекторно. Слюна смазывает пищу во время ее пережевывания (благодаря белку слюны муцину), способствуя образованию пищевого комка для проглатывания пищи. Содержит ферменты — амилазу (птиалин), расщепляющую крахмал до дисахаридов, и мальтазу, расщепляющую дисахариды до моносаха­ридов. В слюне также содержится обеззараживающее вещество — лизоцим. Выделение слюны происходит постоянно, а под влиянием пи­щевых раздражителей резко усиливается. Чем лучше пережевывается пища, тем активнее процесс расщепления.

■ Возрастные особенности

С возрастом количество слюны увеличивается, наиболее заметные сдвиги от 9 до 12 месяцев, от 9 до 11лет.

Язык— мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. Верхняя часть языка — корень, передняя свободная — тело, заканчивается закругленной верхушкой, верхняя сторона языка — спинка.

Функции: орган вкуса и речи. Тело языка формирует пищевой комок, корень языка участвует в глотательном движении, которое осуществляется рефлекторно. Слизистая оболочка имеет вкусовые рецепторы.