Гигиена органов дыхания

Бронхолегочные заболевания

Бронхит— чаще одновременно или как осложнение острого рино-фарингита, трахеита, ларингита, ОРВИ. Может носить астматический характер.

Симптомы: ухудшается общее состояние ребенка, повышается температура. Упорный кашель (сначала сухой, затем влажный). При выслушивании детей — грубые хрипы.

Пневмония— возбудители бактерии, грибки, вирусы.

Симптомы: начало заболевания постепенное, на фоне других заболеваний дыхательных путей. Повышение температуры, ухудше­ние общего состояния (ребенок вялый, нарушается сон, ухудшается аппетит, бледность кожных покровов). Кашель сухой, мучительный.

Профилактика: следить, чтобы дети были одеты по сезону, не перегревались и не переохлаждались.

Бронхиальная астма— у детей с предрасположенностью к аллер­гическим заболеваниям (аллергены — пищевые, лекарственные, бы­товые, инфекционные — наиболее опасные, т. к. появлению приступа предшествуют повторные заболевания бронхолегочного аппарата).

Симптомы: развитие повторных приступов удушья с затруд­ненным выдохом, развитие астматического состояния (постоянная, нерезко выраженная одышка, распирание грудной клетки, обилие сухих свистящих хрипов в легких).

Лечение: обеспечить широкий доступ свежего воздуха, сделать для рук и ног горячие ванны.

Профилактика: предупреждение и своевременное полное ле­чение повторных острых респираторных инфекций, острых бронхитов, особенно у детей с аллергической предрасположенностью.

 

Профилактика заболеваний органов дыхания:

неспецифическая — улучшение физического и психического раз­вития ребенка (рациональное питание, рациональный режим дня: достаточное время прогулок, сон на воздухе, физические упраж­нения, закаливание);

специфическая — меры общего санитарно-гигиенического харак­тера: быстрая изоляция больного ребенка из детского коллектива; дезинфекция помещения, предметов ухода; соблюдение режима проветривания и влажной уборки помещений; контроль за тепло­вым режимом детей; санитарно-просветительная работа с родите­лями о совместном гигиеническом воспитании детей.

 

Защитные рефлексы:

■ Чихание— защитный рефлекс, очищающий носовую полость, проявляется в быстром рефлекторном выдохе через ноздри. Вызывают: пыль, резкие запахи, накопившаяся слизь в носовой полости.

Кашель— резкий рефлекторный выдох через рот, возникающий при раздражении гортани.

«Захватывание духа»— при вхождении в холодную воду происходит рефлекторная остановка дыхания.

Микроклимат— температура, влажность и скорость движения воздуха (охлаждающая сила) в учебном помещении.

Воздух классных помещений включает испарения с детских тел, продукты высыхания верхней одежды и нательного белья. Кроме того, часто воздух загрязняется микроорганизмами. Высокая температура в классах (до 26 °С) ведет к напряжению терморегуляторных процессов и снижению работоспособности, поэтому умственная работоспособность снижается.

Следовательно, необходимо организовать не менее 4-кратную смену воздуха в классе путем вентиляции, а также поддержание чистоты тела, одежды, обуви. Также желательно не раздеваться в классе. Необходимо наладить правильную уборку помещения (влажная уборка полов, не реже 1 раза в неделю — мытье, в конце месяца — генеральная уборка), своевременно изолировать больных. Минимальный коэффициент про­ветривания должен быть 1:50, т. е. площадь открытых форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола (лучше всего 1:30). Естественная вентиляция не менее 1 часа в конце дня.

В чистом воздухе имеется равное количество отрицательных и по­ложительных ионов, в воздухе помещения, где много людей, уменьшается количество отрицательных ионов, которые благоприятно влияют на органы дыхания, а проветривание помещений обеспечивает приток отрицательных ионов. Для улучшения ионного состава используют приборы ионизаторы.

Температура в классе должна быть в пределах 16-22 °С, в залах физкультуры — 14 °С.

При высоте помещений в 3,5 м требуется не менее 1,43 м2 на 1 человека, при высоте 3 м — 1,7 м2, при высоте 2,5 м — 2,2 м2.

У детей наблюдается снижение работоспособности при повышении наружной температуры (в разные сезоны года изменения внимания, памяти, мышления). В какой-то мере это и послужило основанием для установления сроков учебных занятий и каникул.

Наиболее гигиенично дыхание через нос, в холодное время предуп­реждает простудные заболевания. Дыхание через рот влечет нарушения в развитии лицевого черепа и скелета грудной клетки.

В помещениях для пения воздух должен быть чистым и теплым, т.к. пение сопровождается дыханием через рот.