Внутренние жидкостные среды организма
ИХ ГИГИЕНА
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ,
Нарушения сна
Бессонница— в результате систематического нарушения гигиенических правил организации и норм сна. В результате повторения отрицательных раздражений в коре головного мозга появляются участки, которые противодействуют развитию распространяющегося коркового торможения, определяющего начало сна. Они приводят центральную нервную систему школьника к нарушению динамики процессов возбуждения и торможения, а следовательно, к повышенной истощаемости нервных клеток. Если эти два нарушения воздействуют на нервную систему одновременно, то возникает ее расстройство, нервность или неврастения. Дети в школе вялы и апатичны либо двигательно возбуждены и даже беспокойны. Они не могут сосредоточить свое внимание, легко отвлекаются на незначительные посторонние раздражители; отличаются эмоциональной неустойчивостью, обидчивостью, рассеянностью, раздражительностью.
С целью профилактики нервных расстройств и оздоровлением больных детей следует следить за соблюдением режима дня, физическим воспитанием детей, закаливанием.
Недержание мочи (энурез)(после 3-х лет) — непроизвольное мочеиспускание. Возникает, если в коре головного мозга у ребенка «сторожевые» пункты, связанные с актом мочеиспускания, остаются не полностью заторможенные. Принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию. Способствуют:позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения. Нельзяребенка упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать белье. Нужно срочно показать врачу.
Гомеостаз(от греч. homoios — подобный, statis — неподвижный.Термин ввел в В. Кэннонв 1929г.) — сохранение постоянства внутренней среды (кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора). Поддерживается благодаря регуляторным системам — нервной и гуморальной. Возможно только при функционировании системы дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и выделения.
Схема 3
Внутренней средой являются — лимфа, кровь, тканевая жидкость.
Диссимиляция (катаболизм)— распад сложных органических веществ в организме, сопровождающийся освобождением энергии, используемой в процессах жизнедеятельности.
Ассимиляция (анаболизм)— образование в организме сложных веществ из более простых.
Ассимиляция и диссимиляция составляют обмен веществ организма — метаболизм.
1. Тканевая (межклеточная) жидкость— вода, растворенные в ней питательные органические и неорганические вещества, кислород, углекислый газ, продукты диссимиляции, выделившиеся из клеток. Находится в промежутках между клетками всех тканей. Объем 20 л. Образуется за счет плазмы крови и конечных продуктов распада.
Функции:
■ Переносит из крови в клетки 02, питательные вещества (ПВ), минеральные соли, гормоны.
■ Возвращает в кровяное русло через лимфу воду, продукты диссимиляции.
■ Переносит выделившийся из клеток С02 в кровяное русло.