Виды торможения

Торможение рефлексов

 

Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.

Торможение— активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.

Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конк­ретным условиям существования.

1. Безусловное (внешнее) торможение

Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условногорефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции. 1

1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или дли­тельности, которые могли бы нарушить их деятельность).

Наступает:

■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;

■ при длительном действии слабого раздражителя.

Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.

1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).

Наступает:

■ при одновременном действии двух раздражителей.

Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чис­тописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помар­ки, неточное начертание букв.

2. Условное (внутреннее) торможение

Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.

2.1. Угасателъное торможение

Наступает:

■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.

Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяс­нить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.

У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облегчает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благода­ря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.

2.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение

Наступает:

■ на один из нескольких однотипных раздражителей.

Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную де­ятельность.

2 3. Запаздывающее торможение

Наступает:

■ когда подкрепление дается с опозданием.

Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. За­паздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, не­терпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).

3. Высшее торможение

Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Напри­мер, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.