Процессы иррадиации, индукции

Типы по Красногорскому

Типы по Павлову

Типы по Гиппократу

Типы высшей нервной деятельности

 

Гиппократделил людей в соответствии с преобладанием в организ­ме той или иной жидкости:

■ крови (лат. «сангвинис») — сангвиник — жизнерадостный;

■ желчи (греч. «холе») — холерик — очень неспокойный;

■ лимфы (греч. «флегма») — флегматик — очень спокойный;

■ черной желчи (греч. «меланехоле») — меланхолик — угнетенный.

Павлов И. П.дал точное определение типов высшей нервной де­ятельности. Связал темперамент с 3 показателями нервных процессов (возбуждения и торможения):

сила — работоспособность, выносливость нервных клеток;

уравновешенность — соотношение нервных процессов между собой;

подвижность — скорость смены одного процесса другим.

Художественный (сангвиник) — нервные процессы протекают сильно, уравновешенно, подвижно;

Тип трудяг (флегматик) — нервные процессы протекают сильно, уравновешенно, малоподвижно;

Безудержный тип (холерик) — нервные процессы протекают силь­но, неуравновешенно, подвижно, повышенно-возбудимый тип;

Слабый тип (меланхолик) — нервные процессы протекают слабо, уравновешенно, малоподвижно, пониженно-возбудимый тип.

■Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый
тип:
быстрое образование условных рефлексов, высокая прочность их. Дети способны к выработке тонких дифференцировок, хорошо развитая речь с богатым словарным запасом.

■ Сильный, уравновешенный, медленный тип: у детей условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавлива­ются также медленно. Дети быстро обучаются речи, только речь у них замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

■ Сильный, неуравновешенный, повышенно-возбудимый, безу­держный тип: недостаточность тормозного процесса, условные рефлексы у детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей быстрая с отдельными выкрикиваниями.

Слабый тип с пониженной возбудимостью: условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется труд­ность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменени­ям, легко утомляются, не переносят сильных и продолжительных раздражителей.

В чистом виде типы ВНД встречаются редко. Типы ВНД передаются по наследству, запрограммированы в генетическом коде.

 

 

Положительная иррадиация— это процесс, при котором возник­шее возбуждение распространяется на другие нервные центры. Напри­мер: реакция радости.

Отрицательная иррадиация— это процесс, при котором возникшее торможение распространяется на другие нервные центры. Например: постепенное засыпание.

Положительная индукция — это процесс, при котором возникшее возбуждение способствует появлению торможения в близлежащих нервных центрах. Например: увлечение чтением создает торможение на слуховые восприятия.

Отрицательная индукция— это процесс, при котором возникшее торможение способствует появлению возбуждения в близлежащих нервных центрах. Например: усиление боли во время сна.

Иррациация тем шире, чем сильнее и длительнее нанесенное раз­дражение. Хорошо выражена у детей, особенно в раннем возрасте. Дети дошкольного и младшего школьного возраста при появлении красивой игрушки раскрывают рот, прыгают, смеются от удовольствия. Это используется взрослыми в воспитательных целях.

Доминанта— наиболее сильное возбуждение в определенном нерв­ном центре. Чем младше ребенок, тем доминанта может быть короче. Сила доминанты не зависит от возраста.