Процессы иррадиации, индукции
Типы по Красногорскому
Типы по Павлову
Типы по Гиппократу
Типы высшей нервной деятельности
Гиппократделил людей в соответствии с преобладанием в организме той или иной жидкости:
■ крови (лат. «сангвинис») — сангвиник — жизнерадостный;
■ желчи (греч. «холе») — холерик — очень неспокойный;
■ лимфы (греч. «флегма») — флегматик — очень спокойный;
■ черной желчи (греч. «меланехоле») — меланхолик — угнетенный.
Павлов И. П.дал точное определение типов высшей нервной деятельности. Связал темперамент с 3 показателями нервных процессов (возбуждения и торможения):
■ сила — работоспособность, выносливость нервных клеток;
■ уравновешенность — соотношение нервных процессов между собой;
■ подвижность — скорость смены одного процесса другим.
■ Художественный (сангвиник) — нервные процессы протекают сильно, уравновешенно, подвижно;
■ Тип трудяг (флегматик) — нервные процессы протекают сильно, уравновешенно, малоподвижно;
■ Безудержный тип (холерик) — нервные процессы протекают сильно, неуравновешенно, подвижно, повышенно-возбудимый тип;
■ Слабый тип (меланхолик) — нервные процессы протекают слабо, уравновешенно, малоподвижно, пониженно-возбудимый тип.
■Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый
тип: быстрое образование условных рефлексов, высокая прочность их. Дети способны к выработке тонких дифференцировок, хорошо развитая речь с богатым словарным запасом.
■ Сильный, уравновешенный, медленный тип: у детей условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети быстро обучаются речи, только речь у них замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
■ Сильный, неуравновешенный, повышенно-возбудимый, безудержный тип: недостаточность тормозного процесса, условные рефлексы у детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей быстрая с отдельными выкрикиваниями.
■ Слабый тип с пониженной возбудимостью: условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям, легко утомляются, не переносят сильных и продолжительных раздражителей.
В чистом виде типы ВНД встречаются редко. Типы ВНД передаются по наследству, запрограммированы в генетическом коде.
Положительная иррадиация— это процесс, при котором возникшее возбуждение распространяется на другие нервные центры. Например: реакция радости.
Отрицательная иррадиация— это процесс, при котором возникшее торможение распространяется на другие нервные центры. Например: постепенное засыпание.
Положительная индукция — это процесс, при котором возникшее возбуждение способствует появлению торможения в близлежащих нервных центрах. Например: увлечение чтением создает торможение на слуховые восприятия.
Отрицательная индукция— это процесс, при котором возникшее торможение способствует появлению возбуждения в близлежащих нервных центрах. Например: усиление боли во время сна.
Иррациация тем шире, чем сильнее и длительнее нанесенное раздражение. Хорошо выражена у детей, особенно в раннем возрасте. Дети дошкольного и младшего школьного возраста при появлении красивой игрушки раскрывают рот, прыгают, смеются от удовольствия. Это используется взрослыми в воспитательных целях.
Доминанта— наиболее сильное возбуждение в определенном нервном центре. Чем младше ребенок, тем доминанта может быть короче. Сила доминанты не зависит от возраста.