Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. На какие группы подразделяются мышцы туловища? Где находится их начало и прикрепление? Какие функции эти мышцы выполняют?
2. Назовите мышцы спины, поднимающие рёбра и опускающие рёбра. Где эти мышцы начинаются и прикрепляются
3. Назовите мышцы, участвующие в образовании передней и задней стенок живота. Где эти мышцы начинаются и прикрепляются?
4. Перечислите «слабые места» в строении стенок живота. Где эти места находятся? Что вы знаете об их строении, почему их называют «слабыми местами»
5. Расскажите о функциях мимических мышц в связи с их расположением
6. Какие функции выполняет каждая жевательная мышца, действуя на нижнюю челюсть?
7. Назовите мышцы-пронаторы и мышцы супинаторы предплечья и кисти
8. Перечислите мышцы пояса нижних конечностей (тазового пояса). Где эти мышцы располагаются и какие функции выполняют
9. Назовите группы мышц на бедре и голени
10. Назовите функции и свойства скелетных мышц
11. Что вы знаете о классификации мышц, на чём она основана?
12. Расскажите о вспомогательных аппаратах мышц и их функциях
13. Какие виды работы мышц вы знаете? Приведите примеры.
14. Что называют силой мышцы, отчего зависит сила?
15. Какое состояние мышцы называют мышечным тонусом?
16. В результате чего появляется утомление мышц? Какой вид отдыха лучше всего восстанавливает их работоспособность?
Осанка— привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. Наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести. Формируется в 6-7 лет.
Нарушения— увеличение естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, уплощение грудной клетки — затрудняют работу внутренних органов, ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность.
При сколиозе (боковое искривление) — наступает быстрое утомление, так как учащен пульс, снижено насыщение крови кислородом. У девочек искривление, возникающее в период роста костей, изменяет форму таза, а следовательно, может привести к осложнению родов.
К нарушениюможет привести: нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, неудовлетворительно поставленное физическое воспитание.
Предпосылки к нарушению:
■ грудного ребенка рано усаживают, обкладывая подушками;
■ неправильно носят на руках;
■ преждевременно (минуя стадию ползания) начинают учить ходить;
■ во время прогулки держат за руку;
■ неправильная организация ночного сна (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки, привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу — приводит к нарушению кровообращения).
В дошкольном возрасте — неправильная поза во время рисования, уплощение стоп. В школьном возрасте — резкое ограничение двигательной активности (почти на 50 %), увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой, ношение в одной руке портфеля. Отрицательно сказывается перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами (нарушается дыхание, координирование движения многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации).
Плоскостопие— деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, часто обеих. Стопа соприкасается с полом почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки (у нормальной стопы опорная поверхность занимает не более 1/3 поперечника стопы).
Сопровождается — болью в ногах, быстрой утомляемостью (особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов).
Виды плоскостопия:
■ статическое — развивается постепенно в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы, кости гигиеническим требованиям (ношение чрезмерных для возраста тяжестей, ношение валяной обуви и обуви на твердой, лишенной эластичности подошве, а также обуви без каблука; избыточная масса тела);
■ травматическое — после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек;
■ паралитическое — в связи с заболеваниями нервной системы.
Профилактика:
■ Воспитание правильной походки: носки при ходьбе и стоянии должны смотреть вперед; нагрузка на пятку, первый и пятый пальцы; внутренний свод не должен опускаться.
■ Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, — ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе периодически поджимать и расслаблять пальцы. В утреннюю гимнастику вводить соответствующие упражнения (ходьба на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп, подскоки). Игры в волейбол, футбол.
■ Ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям (она должна точно соответствовать длине и ширине стопы — не жать, но и не быть слишком просторной; иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5-2,0 см и эластичную подошву). Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках (4-5 см).
Гигиенические требования к классной мебели