Значение тренировки

Влияние мышечной работы и гимнастических упражнений на организм

Работа мышц. Утомление мышц.

 

Систематические физические упражнения увеличивают мощность и полезное действие мышц тела (благодаря развитию мышц, участвую­щих в данной работе и изменениям в сердечно-сосудистой и дыхатель­ной системах). Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8-10 дыхательных движений в 1 мин. по сравнению с 16-20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается. При мышечной работе легочная вентиляция может доходить до 120 л в минуту. Углубленное дыхание тренированных людей способствует лучшему насыщению крови кислородом.

Оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 9-10 до 13-14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и двигательные качества.

Имеет важное значение для уменьшения степени утомления при мышечных нагрузках.

Утомление — это временное снижение работоспособности це­лостного организма, его органов и систем, наступающее после дли­тельной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению (кон­трактура).

Чем младше ребенок, тем быстрее наступает физическое утомление при мышечных нагрузках. Физическая работоспособность у младшего школьника в 2,5 раза меньше, чем у 15-16-летних. Повышению рабо­тоспособности способствует чередование умственного и физического труда.

Гиподинамия — «двигательный голод» (двигательная активность в 2-3 раза ниже гигиенической нормы). Страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, работоспособность. Наблю­дается неэкономичная деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхания при физических нагрузках.

Чрезмерная двигательная активность у детей и подростков, обус­ловленная преимущественно интенсивной (очень частой в неделю и продолжительной в течение дня) спортивной тренировкой в сочетании с большим эмоциональным напряжением (во время соревнования) может привести к растяжению связок, деформации межпозвоночных дисков и суставов, конечностей, нарушениям функционального состо­яния центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям, особенно легочной ткани к возбудителям болезней.

Младший школьный возраст (6-11лет) оказывается наиболее про­дуктивным периодом развития двигательных возможностей и физи­ческого совершенствования. Даже у здоровых школьников спонтанная двигательная деятельность и уроки физкультуры могут обеспечить нужный суточный объем движений. Так, урок физкультуры реализует 11% необходимого суточного числа движений. Утренняя гимнастика дома, гимнастика перед началом уроков в школе и физкультпауза на уроках, подвижные игры на переменах, прогулки с подвижными играми после уроков — 60 %. Следовательно, физкультурные паузы вчшколе и дома являются необходимым мероприятием — активным отдыхом, препятствующим падению умственной работоспособности. В 1-2 классе физкультпаузы следует включать на 15-17минутах урока, в 3-9 — на 20 минуте. В домашних условиях учащиеся долж­ны проводить ее через 30-40 минут работы над выполнением учебных заданий. Внеклассные формы занятий должны быть организованы та­ким образом, чтобы ликвидировать дефицит двигательной активности школьников. Необходимо внедрять ежедневные 15-20-минутные по­движные игры для детей 1-2 классов после 3-го урока, в этих случаях умственная работоспособность возрастает в 3-4,5 раза, больше, чем если их проводить после первого или второго урока.\