Значение тренировки
Влияние мышечной работы и гимнастических упражнений на организм
Работа мышц. Утомление мышц.
Систематические физические упражнения увеличивают мощность и полезное действие мышц тела (благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе и изменениям в сердечно-сосудистой и дыхательной системах). Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8-10 дыхательных движений в 1 мин. по сравнению с 16-20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается. При мышечной работе легочная вентиляция может доходить до 120 л в минуту. Углубленное дыхание тренированных людей способствует лучшему насыщению крови кислородом.
Оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 9-10 до 13-14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и двигательные качества.
Имеет важное значение для уменьшения степени утомления при мышечных нагрузках.
Утомление — это временное снижение работоспособности целостного организма, его органов и систем, наступающее после длительной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению (контрактура).
Чем младше ребенок, тем быстрее наступает физическое утомление при мышечных нагрузках. Физическая работоспособность у младшего школьника в 2,5 раза меньше, чем у 15-16-летних. Повышению работоспособности способствует чередование умственного и физического труда.
Гиподинамия — «двигательный голод» (двигательная активность в 2-3 раза ниже гигиенической нормы). Страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, работоспособность. Наблюдается неэкономичная деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхания при физических нагрузках.
Чрезмерная двигательная активность у детей и подростков, обусловленная преимущественно интенсивной (очень частой в неделю и продолжительной в течение дня) спортивной тренировкой в сочетании с большим эмоциональным напряжением (во время соревнования) может привести к растяжению связок, деформации межпозвоночных дисков и суставов, конечностей, нарушениям функционального состояния центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям, особенно легочной ткани к возбудителям болезней.
Младший школьный возраст (6-11лет) оказывается наиболее продуктивным периодом развития двигательных возможностей и физического совершенствования. Даже у здоровых школьников спонтанная двигательная деятельность и уроки физкультуры могут обеспечить нужный суточный объем движений. Так, урок физкультуры реализует 11% необходимого суточного числа движений. Утренняя гимнастика дома, гимнастика перед началом уроков в школе и физкультпауза на уроках, подвижные игры на переменах, прогулки с подвижными играми после уроков — 60 %. Следовательно, физкультурные паузы вчшколе и дома являются необходимым мероприятием — активным отдыхом, препятствующим падению умственной работоспособности. В 1-2 классе физкультпаузы следует включать на 15-17минутах урока, в 3-9 — на 20 минуте. В домашних условиях учащиеся должны проводить ее через 30-40 минут работы над выполнением учебных заданий. Внеклассные формы занятий должны быть организованы таким образом, чтобы ликвидировать дефицит двигательной активности школьников. Необходимо внедрять ежедневные 15-20-минутные подвижные игры для детей 1-2 классов после 3-го урока, в этих случаях умственная работоспособность возрастает в 3-4,5 раза, больше, чем если их проводить после первого или второго урока.\