ДИНАМИКА
РЕГИСТР
ШТРИХИ
Средства музыкальной выразительности
(продолжение)
Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово ШТРИХ. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке... Конечно, штрихи в музыке - совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.
Главные штрихи - это стаккато, то есть отрывисто и легато - связно. Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное, музыкальное произведение. При исполнении стаккато мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане стаккато обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой расположенной справа от ноты - эта точка указывает на добавление половины её длительности).
На некоторых инструментах распространен штрих портаменто - ровно и протяжно, но звуки не связаны между собой. Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как деташе (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка), marcato (подчёркнуто, чеканно), pizzicato (щипком, в основном для струнных инструментов), col legno (коль леньо - древком смычка по струне), мартеле (деташе с остановками) и другие.
Есть свои, специальные штрихи у духовых и ударных инструментов.
1). Участки диапазона различных музыкальных инструментов, характеризующиеся единым тембром. Тембр звука того же инструмента в высоком и низком регистре зачастую существенно различается.
2). Ряд звуков певческого голоса, исполняемых одним и тем же способом и единым тембром. Различают грудной, головной и смешанный регистры.
3). Три отрезка на клавиатуре фортепиано, которые общепринято называть «нижний, средний и верхний регистры».
Динамика в музыке – это различная степень силы звучания, громкости.
Два базовых обозначения громкости в музыке:
f (фо́рте, итал. forte) — громко,
p (пиа́но, итал. piano) — тихо.
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
mf (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,
mp (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.
Кроме знаков f и p, есть также
ff (форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,
pp (пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.
Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. «Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Внутри музыкальных произведений нередко выделяются по громкости отдельные звуки, которые обозначаются термином sforzato (Акцент).
В музыке широко используется и постепенное усиление или ослабление звучания. Усиление звучания обозначается термином crescendo (cresc), ослабление - термином decrescendo или diminuendo (decresc. или dim.).
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. по́ко — немного), poco a poco (русск. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (русск. су́бито — внезапно) слова meno (меньше, менее), quasi (как бы, подобно), molto (очень), и т.п.
Усиление и ослабление звучания образуют динамическую «волну». Для уточнения динамических обозначений к ним могут прибавляться Величина громкости зависит от типа инструмента, при ансамблевом исполнении – от количества партий и числа исполнителей на каждую партию, а также от акустики помещения. Так, например, piano на трубе гораздо громче, чем forte вокалиста, громкость звучания piano у целого хора значительно выше, чем у отдельных певцов.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------