Строение и функции мышц. Основные группы мышц
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. Назовите кости, образующие мозговой череп. С какими соседними костями соединяется каждая кость
2. Назовите кости лицевого черепа. С какими соседними костями соединяется каждая кость
3. Назовите кости, участвующие в образовании стенок глазницы
4. Назовите кости, образующие стенки полости носа. Расскажите о расположении носовых раковин и носовых ходов
5. Какие движения может выполнять нижняя челюсть в височно-нижнечелюстных суставах?
6. Назовите роднички, имеющиеся у черепа новорожденного ребёнка. Какими костями ограничен каждый родничок, в каком возрасте роднички зарастают?
7. Опишите возрастные преобразования черепа в постнатальном онтогенезе. Какие факторы влияют на эти возрастные изменения в различные периоды жизни человека?
8. Назовите кости верхней конечности и укажите на особенности их строения
9. С какими костями соединяются ключица и лопатка, какие суставы они образуют?
10. Какие отличительные особенности строения и функций характерны для плечевого и локтевого суставов?
11. Какие соединения (по строения и по функциям) образуют кости предплечья между собой и с другими костями верхней конечности?
12. Перечислите кости запястья, назовите их. С какими другими костями они образуют суставы
13. Назовите особенности строения костей нижних конечностей, отличающие их от костей верхних конечностей
14. Расскажите об особенностях строения крестцово-подвздошного, тазобедренного и коленного суставов. Чем обусловлено их строение, отличия от аналогичных суставов верхних конечностей
15. Какие соединения имеются между большеберцовой и малоберцовой костями, где эти соединения располагаются?
16. Что вы знаете о строении и функциях голеностопного сустава?
17. Назовите суставы, соединяющие кости стопы, и известные вам связки, которые укрепляют эти суставы
18. Что вы знаете о сводах стопы?
Виды мышечной ткани
■ гладкая — стенки полых внутренних органов: пищевод, трахеи, бронхи и др. Состоит из отдельных веретеновидных клеток;
поперечно-полосатая сердечная — сп
■ особна быстро сокращаться;
■ поперечно-полосатая скелетная — обеспечивает положение тела в пространстве, вместе со скелетом придает телу форму. Состоит из мышечных волокон длиной от 1 мм до нескольких сантиметров. Характерный признак — их поперечная исчерченность (регулярная сменяемость темных и светлых дисков по длине волокна). Для работы затрачивают энергию АТФ. Волокна образованы мышечными клетками. Эти клетки многоядерные.
Виды мышц по форме и величине
■ длинные — на конечностях;
■ широкие — на туловище, в стенках полостей тела (живота, спины, груди);
■ короткие — там, где мал размах движений (например, между позвонками);
■ круговые — вокруг отверстий тела, при сокращении суживают их (сфинктры).
Виды мышц по функциям
■ мышцы-сгибатели;
■ мышцы-разгибатели.
Работа мышц зависит от их силы. Мышца тем сильнее, чем больше в ней мышечных волокон, т. е. чем она толще.
Функции мышц
Статическая — постоянное напряжение или относительный покой (стояние, держание головы в вертикальном положении). Человек может длительное время сохранять одну и ту же позу. Это статическое напряжение мышц.
Динамическая — попеременное сокращение и расслабление мышц.
Мышцы, производящие динамическую работу, быстро сокращаются и, работая с большим напряжением, скоро утомляются. Но обычно различные группы мышц при динамической работе сокращаются поочередно, что дает возможность мышце длительное время совершать работу.
Свойства мышц
■ возбудимость — вызывается нервными импульсами, поступающими из нервных центров. Нервные импульсы приводят к выделению ацетилхолина, вызывающего потенциал действия. Под влиянием потенциала действия происходит высвобождение кальция, запускающего всю систему мышечного сокращения. В присутствии ионов кальция под влиянием фермента миозина начинается расщепление АТФ, являющегося основным источником энергии при мышечном сокращении. При передаче этой энергии на миофибриллы белковые нити начинают перемещаться относительно друг друга, в результате чего изменяется длина миофибрилл — мышца сокращается;
■ проводимость;
■ сократимость.
Мышечный тонус
Мышцы человека в состоянии покоя частично сокращены. Это состояние частичного сокращения, когда мышца напряжена, но не производит движения.
Тоническое напряжение мышц необходимо для того, чтобы удерживать внутренние органы в нормальном положении и сохранять определенную позу. Во время сна, при наркозе тонус мышц несколько снижается, тело расслабляется. Полностью исчезает только после смерти.
■ Возрастные особенности
За весь период роста масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время ста новятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет.
В связи с несовершенством механизмов регуляции младшие школьники трудно усваивают навыки, связанные с точностью движения рук, воспроизведением заданных усилий.
Выносливость — способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности без снижения их эффективности. В 7-11 лет невелика, возрастает в 11-12 лет. Хорошее средство развития выносливости — ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах.
С возрастом увеличивается максимальная частота повторяющихся движений. Наиболее интенсивный рост этого показателя у младшего школьника. Точность воспроизведения движений по заданной программе у младшего школьника по сравнению с дошкольником существенно возрастает. С 9—10 лет организация точных движений происходит по типу взрослого. Точность воспроизведения мышечного напряжения невелика у младшего школьника. Она повышается лишь к 11-16 годам. У младшего школьника силовые и особенно статические упражнения вызывают быстрое утомление. Дети более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Следует постепенно приучать и к сохранению статических поз. Особое значение статические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки.
Развитие двигательных навыков
В 1,5-2 мес. ребенок, положенный на живот, может поднимать голову;
в 2,5-3 мес. развиваются движения рук в направлении к видимому предмету;
в 4 мес. ребенок поворачивается со спины на бок; в 5 мес. переворачивается на живот;
в 3-6 мес. готовится к ползанию: лежа на животе, все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища; в 8 мес. способен проползать большие расстояния; 6-8 мес. начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору;
к концу 1 года свободно стоит, начинает ходить. Шаги короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое — балансирует руками, широко ставит ноги;
в 5 лет — более сложные двигательные акты: бег, прыганье, катание на коньках, плавание, гимнастические упражнения. Могут рисовать, играть на музыкальных инструментах;
■12-15 лет повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков.
Без обучения и тренировки такие навыки, как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, танцевальные движения, вертикальные рабочие позы, не возникнут.