Строение и функции мышц. Основные группы мышц

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Назовите кости, образующие мозговой череп. С какими соседними костями соединяется каждая кость

2. Назовите кости лицевого черепа. С какими соседними костями соединяется каждая кость

3. Назовите кости, участвующие в образовании стенок глазницы

4. Назовите кости, образующие стенки полости носа. Расскажите о расположении носовых раковин и носовых ходов

5. Какие движения может выполнять нижняя челюсть в височно-нижнечелюстных суставах?

6. Назовите роднички, имеющиеся у черепа новорожденного ребёнка. Какими костями ограничен каждый родничок, в каком возрасте роднички зарастают?

7. Опишите возрастные преобразования черепа в постнатальном онтогенезе. Какие факторы влияют на эти возрастные изменения в различные периоды жизни человека?

8. Назовите кости верхней конечности и укажите на особенности их строения

9. С какими костями соединяются ключица и лопатка, какие суставы они образуют?

10. Какие отличительные особенности строения и функций характерны для плечевого и локтевого суставов?

11. Какие соединения (по строения и по функциям) образуют кости предплечья между собой и с другими костями верхней конечности?

12. Перечислите кости запястья, назовите их. С какими другими костями они образуют суставы

13. Назовите особенности строения костей нижних конечностей, отличающие их от костей верхних конечностей

14. Расскажите об особенностях строения крестцово-подвздошного, тазобедренного и коленного суставов. Чем обусловлено их строение, отличия от аналогичных суставов верхних конечностей

15. Какие соединения имеются между большеберцовой и малоберцовой костями, где эти соединения располагаются?

16. Что вы знаете о строении и функциях голеностопного сустава?

17. Назовите суставы, соединяющие кости стопы, и известные вам связки, которые укрепляют эти суставы

18. Что вы знаете о сводах стопы?

 

 

Виды мышечной ткани

 

гладкая — стенки полых внутренних органов: пищевод, трахеи, бронхи и др. Состоит из отдельных веретеновидных клеток;

поперечно-полосатая сердечная — сп

■ особна быстро сокращать­ся;

поперечно-полосатая скелетная — обеспечивает положение тела в пространстве, вместе со скелетом придает телу форму. Состоит из мышечных волокон длиной от 1 мм до нескольких сантиметров. Характерный признак — их поперечная исчерченность (регулярная сменяемость темных и светлых дисков по длине волокна). Для ра­боты затрачивают энергию АТФ. Волокна образованы мышечными клетками. Эти клетки многоядерные.

 

Виды мышц по форме и величине

■ длинные — на конечностях;

■ широкие — на туловище, в стенках полостей тела (живота, спины, груди);

■ короткие — там, где мал размах движений (например, между по­звонками);

■ круговые — вокруг отверстий тела, при сокращении суживают их (сфинктры).

Виды мышц по функциям

■ мышцы-сгибатели;

■ мышцы-разгибатели.

Работа мышц зависит от их силы. Мышца тем сильнее, чем больше в ней мышечных волокон, т. е. чем она толще.

Функции мышц

Статическая — постоянное напряжение или относительный по­кой (стояние, держание головы в вертикальном положении). Человек может длительное время сохранять одну и ту же позу. Это статическое напряжение мышц.

Динамическая — попеременное сокращение и расслабление мышц.

Мышцы, производящие динамическую работу, быстро сокращают­ся и, работая с большим напряжением, скоро утомляются. Но обычно различные группы мышц при динамической работе сокращаются по­очередно, что дает возможность мышце длительное время совершать работу.

Свойства мышц

возбудимость — вызывается нервными импульсами, поступающи­ми из нервных центров. Нервные импульсы приводят к выделению ацетилхолина, вызывающего потенциал действия. Под влиянием потенциала действия происходит высвобождение кальция, запуска­ющего всю систему мышечного сокращения. В присутствии ионов кальция под влиянием фермента миозина начинается расщепление АТФ, являющегося основным источником энергии при мышечном сокращении. При передаче этой энергии на миофибриллы белковые нити начинают перемещаться относительно друг друга, в результа­те чего изменяется длина миофибрилл — мышца сокращается;

проводимость;

сократимость.

Мышечный тонус

Мышцы человека в состоянии покоя частично сокращены. Это состояние частичного сокращения, когда мышца напряжена, но не производит движения.

Тоническое напряжение мышц необходимо для того, чтобы удержи­вать внутренние органы в нормальном положении и сохранять опреде­ленную позу. Во время сна, при наркозе тонус мышц несколько снижа­ется, тело расслабляется. Полностью исчезает только после смерти.

■ Возрастные особенности

За весь период роста масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время ста новятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет.

В связи с несовершенством механизмов регуляции младшие школьники трудно усваивают навыки, связанные с точностью движения рук, воспро­изведением заданных усилий.

Выносливость — способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности без сни­жения их эффективности. В 7-11 лет невелика, возрастает в 11-12 лет. Хорошее средство развития выносливости — ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах.

С возрастом увеличивается максимальная частота повторяющихся движений. Наиболее интенсивный рост этого показателя у младшего школьника. Точность воспроизведения движений по заданной програм­ме у младшего школьника по сравнению с дошкольником существенно возрастает. С 9—10 лет организация точных движений происходит по типу взрослого. Точность воспроизведения мышечного напряжения не­велика у младшего школьника. Она повышается лишь к 11-16 годам. У младшего школьника силовые и особенно статические упражнения вызывают быстрое утомление. Дети более приспособлены к кратко­временным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Следует постепенно приучать и к сохранению статических поз. Особое значение статические упражнения имеют для выработки и сохранения правиль­ной осанки.

Развитие двигательных навыков

В 1,5-2 мес. ребенок, положенный на живот, может поднимать голову;

в 2,5-3 мес. развиваются движения рук в направлении к видимому предмету;

в 4 мес. ребенок поворачивается со спины на бок; в 5 мес. переворачивается на живот;

в 3-6 мес. готовится к ползанию: лежа на животе, все выше подни­мает голову и верхнюю часть туловища; в 8 мес. способен проползать большие расстояния; 6-8 мес. начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придер­живаясь руками за опору;

к концу 1 года свободно стоит, начинает ходить. Шаги короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое — балансирует ру­ками, широко ставит ноги;

в 5 лет — более сложные двигательные акты: бег, прыганье, ка­тание на коньках, плавание, гимнастические упражнения. Могут рисовать, играть на музыкальных инструментах;

■12-15 лет повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков.

Без обучения и тренировки такие навыки, как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, танцевальные движения, вертикальные рабочие позы, не возникнут.