Строение и функции уха

Наружное — ушная раковина, наружный слуховой проход, бара­банная перепонка.

Функции: защитная (выделение серы), ул

авливает и проводит звуки, звуковые волны колеблют барабанную перепонку.

Среднее — слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), евстахиева труба.

Функции: слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку.

Внутреннее:

· орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, запол­ненной жидкостью и кортиев орган.

Функции: слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом ор­гане, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий.

· орган равновесия: 3 полукружных канала, оттолитовый аппарат. Функции: воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.

 

Звуковая волна (колеблет) ® барабанную перепонку (колеблет) ® слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко (колеблют) ® мембрану овального окна (колеблет) ® жидкость в улитке (колеблет) ® основную мембрану (колеблет) ® рецепторные клетки с волосками (касаются) ® покровной мембраны (возникает) ®нервный импульс (передается) ® головной мозг
Физиология деятельности

 

Звуковые волны, попадая в наружный слуховой проход, вызыва­ют колебания барабанной перепонки. Далее колебания барабанной перепонки передаются через среднее ухо. Система слуховых косточек, действуя как рычаг, усиливает звуковые колебания и передает их жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабиринта­ми улитки. При распространении звуковых волн в улитке смещается основная мембрана, и ее колебания вызывают перемещение волосков рецепторных клеток. В результате возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон.

Возникшее возбуждение по нервным волокнам через систему пе­реключательных ядер передается в слуховую кору, где соотносятся частота и сила звуковых стимулов, и осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциа­тивных корковых зонах.

Чрезмерный шум не только ведет к снижению слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться в изменении деятельности внутренних органов, но особенно сердечно­сосудистой системы. При сильном шуме снижается работоспособность человека.

Бинауралъный слух — слышание двумя ушами. Позволяет опре­делить направление звука.

 

■ Возрастные особенности

Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутроб­ного развития. Новорожденные и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина по­рогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет).

У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инстру­ментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.