Зрительный анализатор

Основная функция — различение яркости, цвета, формы, разме­ров наблюдаемых объектов, помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.

 

Рис. 3. Строение глаза:

1 — роговица; 2 — передняя камера; 3 — радужная оболочка; 4 — зрачок; 5 — хрусталик; 6 — стекловидное тело; 7 — сетчатка; 8 — сосудистая оболочка; 9 — склера; 10 — желтое пятно; 11 — слепое пятно;

12 — ресничное тело; 13 — зрительный нерв

Пунктирная линия обозначает прохождение светового луча до сетчатки

 

1. Роговица — действует как светопреломляющая структура (силь­но снабжена нервными окончаниями — если дотронуться, возникает мигательный рефлекс).

2. Передняя камера — между роговицей и радужной оболочкой; заполнена жидкостью.

3. Радужная оболочка — содержит пигмент, определяющий цвет глаз, регулирует размер зрачка, а следовательно, и количество света, поступающего в область глаза.

4. Зрачок — это отверстие в радужной оболочке, через которое свет, минуя роговицу и переднюю камеру, проходит внутрь глаза.

5. Хрусталик — это прозрачное эластичное двояковыпуклое обра­зование, обеспечивает фокусировку лучей света на сетчатке.

6. Стекловидное тело — это прозрачное полужидкое вещество, поддерживающее форму глаза.

7. Сетчатка — это внутренняя оболочка, состоит из рецепторов: палочки — воспринимают форму (ответственны за сумеречное зре­ние — на периферии сетчатки 120x106) и колбочки — воспринимают различные цвета (аппарат дневного зрения, чувствительность к свету; меньше количество — 6х106), а также нейроны, образующие зритель­ный нерв. Сетчатка является конечной структурой, воспринимающей зрительные раздражения.

8. Сосудистая оболочка — пронизана сосудами, снабжающими кровью сетчатку.

9. Склера (белочная оболочка) — это наружная оболочка глаза. Защищает глаз от повреждения и помогает глазному яблоку сохранять свою форму.

10.Желтое пятно — содержит только колбочки, здесь наиболее точно фокусируются лучи света (зона наилучшего видения). (Ночью свет падает только на желтое пятно, поэтому плохо видно цвета.)

11.Слепое пятно — это место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв. Не обладает светочувствительностью. Асимметрично в разных глазах.

12.Ресничное тело — мышца, регулирующая силу преломления лучей хрусталиком.

13.Зрительный нерв — воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону кору больших полушарий головного мозга, где про­исходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

Вспомогательные органы:

· брови — отводят пот со лба;

· веки — защищают глаз от световых лучей и пыли (приблизитель­но по 80 ресниц на каждом веке; выпадают и вырастают вновь за 100 дней);

· слезный аппарат — слезы смачивают, очищают и дезинфицируют глаз (приблизительно 0,01 л в сутки).

Слезы освобождают организм от химических веществ, связанных с нервным перенапряжением, содержание которых уменьшается на 40 %.

Мужчины обычно моргают один раз за 5 секунд, женщины чаще.

Для получения четкого изображения необходимо, чтобы фокус попал на сетчатку

Бинокулярное зрение— это зрение двумя глазами. Позволяет ощу­щать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов левым и правым глазом.

Диоптрия— это преломляющая сила линзы с фокусным расстоя­нием 1м.

Аккомодация— это приспособление глаза к получению отчетли­вого изображения на сетчатке на различных расстояниях. Осущест­вляется путем изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от предметов сходятся на сетчатке; при рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связки, прикрепленные преимущественно к передней и задней поверхности капсулы хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика и его преломляющая сила стано­вится наименьшей.

Ближайшая точка видения— это наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет еще отчетливо виден.

■ Возрастные особенности

Ребенок в первые месяцы после рождения путает верх и низ предмета. Если ребенку показать горящую свечу, то он, стараясь схватить пламя, протянет руку не к верхнему, а к нижнему концу свечи. То обстоятель­ство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде, объясняется жизненным опытом и взаимодействием анализаторов.

До 9-12 лет глаза дальнозоркие (связано с размером глазного яблока). У младшего школьника — чаще встречается близорукость слабой степени (до ЗД). Она нередко прогрессирует и переходит в близорукость большей степени. Прогрессирующая близорукость резко снижает остроту зрения, а иногда приводит к слепоте. Поэтому, с целью профилактики расстройств, близорукие дети должны носить очки, прописанные врачом. Количест­во близоруких детей увеличивается от младших классов к старшим. У младшего школьника веки значительно тоньше, чем у взрослых. Они легко просвечиваются светом средней яркости, что следует учитывать при организации дневного и ночного сна детей.

Ближайшая точка ясного видения отодвигается с возрастом. В 10 лет она на расстоянии менее 7 см от глаза, в 20 — 8,3 см, в 30 — 11 см, в 35 — 17 см, а к 60-70 годам она приближается к 80-100 см.