Сенсорные системы, их гигиеническое обеспечение

Морфофункциональные обеспечения поведения ребенка

 

Анализатор — это система органов, воспринимающая и анализиру­ющая сигналы, как из внешней среды, так и из внутренней. Способст­вует познанию окружающего мира.

Сенсорные системы:

внешние — зрительная, вкусовая, обонятельная, слуховая, соматосенсорная (воспринимает давление, вибрацию, тепло, холод, боль — рецепторы расположены в коже);

внутренние — мышечная (вестибулярная).

Отделы:

1) периферический (воспринимает раздражение из внешней и внут­ренней среды) — рецептор;

2) проводящий — нервные волокна в структуре головного мозга;

3) центральный (анализирующий) — зона коры больших полуша­рий — формируется ощущение.

Так как ощущение формируется в ЦНС, то субъективное воспри­ятие одной и той же картинки у всех людей может быть различным, поэтому и говорят, что все люди «видят» по-разному (кора больших полушарий может менять чувствительность рецепторов, соответствен­но меняя способность самого анализатора).

Свойства:

· адекватность — анализаторы воспринимают только им присущие раздражители;

· адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — ослабление и прекращение восприятия длительно действующего раздражи­теля;

· порог чувствительности — минимальная величина раздражи­теля, способная восприниматься анализаторами. Эта величина обратно пропорциональна силе раздражителя, то есть чем более низкую силу раздражителя может воспринимать анализатор, тем выше порог чувствительности. Понижение может быть, если не выполнять гигиенические требования. Повышение происходит благодаря упражнениям (например, у детей в музыкальной школе развивается слух).

■ Возрастные особенности

1.Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном разви­тии.

2.Соматосенсорный — первые реакции на раздражение кожи у эмбриона в 7,5 недель, на 3-м месяце — кожная чувствительность соответствует взрослому.

3.Вкусовой — реакции на раздражение с 9-10-го дня жизни. В школьном возрасте — как у взрослого.

4.Обонятельный — с момента рождения, дифференцировка запахов с 4-го месяца жизни.

5.Зрительный — сетчатка глаза — позже других.

6.Слуховой — также поздно.

Созревание анализирующего отдела (корковое звено) — определяется поступающей информацией. Если новорожденного лишить притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не раз­виваются, а в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их синапсов происходит наиболее интенсивно, следовательно, сенсорное воспитание важно в раннем детском возрасте (ярко окрашенные игрушки, привлечение внимания к их форме и цвету и т. д.).