Профилактика заболеваний нервной системы

Рефлекторный принцип функционирования нервной системы

 

Рефлекс— это ответная реакция организма на раздражение, по­ступающее из окружающей среды или из самого организма.

Например: коленный рефлекс — при ударе по сухожилию четырех­главой мышцы бедра под надколенником нога разгибается в колене; сосательный рефлекс — прикосновение к губам грудного ребенка вы­зывает у него сосательные движения; зрачковый рефлекс — освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка.

Рефлекторная дуга— это путь, по которому возбуждение прини­мается и передается рабочему органу.

 

 

Рис. Отделы рефлекторной дуги:

1 — рецепторы, воспринимающие раздражение; 2 — проводящие

центростремительные пути; 3 — анализирующий центр в центральной

нервной системе (возбуждение переключается с чувствительных нейронов

на двигательные); 4 — проводящие центробежные пути; 5 — рабочий орган — эффектор.

 

Рефлекторная дуга проходит через систему рецепторов, нервных проводников, центральную нервную систему и исполнительные ор­ганы.

Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быст­ро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

Функциональные нарушения высшей нервной деятельности отра­жаются в многообразных формах неадекватного поведения (упрямство, капризы, немотивированный плач, отказ от контактов со взрослыми или детьми, двигательная расторможенность). При неправильном поведении взрослых эти формы закрепляются, приобретают стойкий характер, возникают неврозы.

Неврозы— функциональные заболевания нервной системы, вызванные воспитанием ребенка без учета его индивидуальных осо­бенностей, насильственным навязыванием ему такого поведения, которое не соответствует его потребностям, игнорированием его как личности.

Причины:

· наследственная предрасположенность (например, к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а следовательно, неус­тойчивости, приводящей к нервности);

· врожденная предрасположенность (возникает под влиянием не­благоприятных условий внутриутробного развития, например болезни матери во время беременности, ее нервные потрясения, плохое питание, употребление алкогольных напитков, курение; токсикозы во время второй половины беременности, так как именно тогда наиболее активно развиваются функции головного мозга, а клетки центральной нервной системы наиболее чувствительны к кислородной недостаточности);

· родовые травмы;

· отсутствие правильного режима (сна, питания), переутомление;

· длительно текущие заболевания (острые, хронические);

· длительно действующие раздражители, которые носят характер или постоянный, или сверхпороговый (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки, страх);

· отрицательные эмоции с постоянным характером, психические травмы.

Чаще у детей с легковозбудимым типом высшей нервной деятель­ности.

Характерно: повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Дети обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, прикосновения к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения сме­няются угнетением, не могут управлять эмоциями, часты вспышки гнева, агрессии.

Когда взрослые не учитывают стремления ребенка к самостоя­тельности, постоянно опекают его, лишая уверенности, то у ребенка появляется заторможенность, пассивность, нерешительность. Также постоянные запреты вызывают бурный протест (ребенок топает нога­ми, кричит).

■ Виды неврозов:

1. Страхи может вызвать любая неожиданность (человек в маске, собаки, громкий звук). У нервного ребенка страх может остаться на­долго.

2. Нарушение сна — дети спят неспокойно, могут ходить во время сна (взрослому следует осторожно уложить ребенка в постель).

3. Патологические привычки — сосание пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела. Часто возникает у детей, которых постоянно одергивали (например, выкрик: «Вынь пальцы изо рта!»), запугива­ли.

4. Расстройство речи возникает в период становления речи (2-3 го­да). Когда у ребенка не получается произнести какой-то слог, ребенок начинает бояться говорить, поэтому становится пугливым или застен­чивым. Таких детей нельзя изолировать от всей группы. Разговаривать с ним надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, нельзя говорить о его недостатке. Могут возникнуть такие проблемы, как

1) детей могут дразнить, вызывая у ребенка чувство неполноцен­ности;

2) ему могут подражать здоровые дети.

Профилактика неврозов и неадекватных реакций:

· при двигательной расторможенности — включение ребенка в занятия, связанные с целенаправленной, заинтересовавшей его деятельностью;

· при агрессивном поведении — не допускать ситуаций, способст­вующих появлению агрессии, занимать индивидуальной игрой, постоянно держать ребенка в поле зрения;

· при различных неврозах — создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения со­ответствующего уровня здоровья, а также правильная организа­ция бодрствования и ухода за ребенком, физическое воспитание, закаливание; обеспечение спокойной обстановки в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;

· важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведе­ния ребенка и не дать им перерасти в неврозы.