Критические периоды в послеутробном развитии детей

 

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобра­зований.

Первый критический период (парапубертатный) — 2-3,5 го­да — период, когда ребенок начинает активно двигаться, возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное форми­рование речи и сознания. Растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма, а в случае слишком высоких требований — к ах «поломке». Особенно ранима нервная система. Ее перенапряжение приводит к на­рушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. В этот период важно принять меры по предупреждению детского травматизма — так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходятся на этот период.

Второй критический период (препубертатный)— 0-8 лет — совершенствование моторики, мышления. Физическое и психическое развитие связано с формированием общественных обязанностей, в свя­зи с началом обучения в школе и адаптации к новым условиям. В жизнь ребенка входят новые люди — школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, падает двигательная активность и др. Все это приводит к напряженной деятельности физиологических систем организма. В этот период адаптации к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Недостаточная школьная адаптации, чрезмерные требования, предъявляемые к ребенку в этот период, могут привести к возникновению невротических реакций и протестам с отказом от посещения школы.

Третий критический период (пубертатный)— связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созреванием и пере­стройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11-15 лет, то есть в подростковом возрасте, который также характер характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний. Моторика становится неуклюжей, движения порывисты, подростки становятся крайне нетерпимы к замечаниям и советам.

Гетерохронность(от греч. heteros — другой, chronos — время) — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

П.К.Анохин: «Гетерохрония является специальной закономернос­тью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной ин­формации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорож­денного гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».