Онтогенез
Понятие о росте и развитии.
Основные закономерности роста и развития организма ребенка
Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост, развитие.
Рост— количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.
Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.
Развитие — качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Дифференцировка тканей и органов, то есть совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.
Процессы роста и морфологического усложнения (развитии) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей.
Рост и развитие — сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям.
Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем Моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5-5 годам; утраивается к 14-15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем. на 4-5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины — 6-8 см.
В основе — закономерность скачкообразности развития, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему).
В росте и развитии детей выделяют:
· первый период вытягивания — первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг;
· первый период округления — 1-3 года, темпы развития снижаются;
· второй период вытягивания—5-7 лет - новое нарастание темпов роста, прирост тела 7-10 см;
· второй период округления — 7-10 лет — замедление роста;
· третий период вытягивания— с 11-12 до 15-16 лет — возрастание темпов физического развития в период полового созревания;
· в последующие годы темпы физического развития снижаются. Рост у женщины останавливается к 18-22 годам, у мужчин — к 20-25 годам.
Онтогенез (от греч, ontos - сущее) — период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866г.
Два периода: пренаталъный — внутриутробный (с момента зачатия до рождения) и постнатальный — послеутробный (от момента рождения до смерти человека).
В пренатальном выделяют: эмбриональное развитие (эмбрион) — до 1,5-2 месяцев, когда происходит формирование плода; плацентарное развитие (плод) — 3-10 месяцев, когда происходит рост плода.
Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, развитие будущего ребенка.
В постнатальном выделяют: ранний, зрелый, заключительный этапы развития.
Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.
Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16-20 лет.
Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Оно вытекает из необходимости обеспечения детям таких условий жизни, Питания и умственно-физической деятельности, которые соответствовали бы анатомо-физиологическим возможностям каждой возрастной группы.
Классификации возрастных периодов
В настоящее время существует множество классификаций возрастных периодов. Наиболее распространенные:
Классификация по А. А. Маркосяну, 1969 г.
Новорожденный — 1-10 дней;
Грудной возраст — 10 дней — 1 год;
Раннее детство — 1-3 года;
Первое детство — 4-7 лет;
Второе детство — 8-12 лет мальчики; 8-11 лет девочки;
Подростковый возраст —13-16 лет мальчики, 12-15 лет девушки;
Юношеский возраст — 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки;
Зрелый возраст — 1 период — 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;
2 период — 36-60 лет мужчины, 35-55 лет женщины;
Пожилой возраст — 61-74 года мужчины, 56-74 года женщины;
Старческий возраст — 75-90 лет мужчины и женщины;
Долгожители — 90 лет и выше.
В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина:
Период внутриутробного развития — 10 лунных месяцев — 270 дней. 2 фазы: эмбриональная и плацентарная.
Период новорожденности — с момента отделения от матери, длится 3-4 недели (приспособление ребенка к условиям внеутробного существования).
Период молочных зубов — от 1 года до 6-7 лет.
1 период — от 1 года до 3 лет (старший ясельный);
2 период — от 4 до 6-7 лет (период посещения детского сада).