Основные термины и понятия.

 

Организм (от лат. organise — устраиваю, придаю стройный вид) это целостная биологическая система отдельного живого существа.

Анатомия (от греч. anatome — рассечение) — изучает рост, развитие и строение отдельных органов или системы органов.

Анатомия человека— это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов.

Физиология(от греч. physis — природа, logos — слово, учение-наука) — изучает жизнедеятельность целостного организма и его отдельных частей (систем, органов, тканей, клеток). Выявляет зако­номерности, механизмы жизнедеятельности, формы их проявления в целостном организме, а также совершенствование в работе органов в связи с возрастом.

Гигиена (от греч. hyhieinos — здоровый) — это область медицины, изучающая влияние природной среды, условий жизни и труда человека с целью разработки мероприятий по профилактике заболеваний, обес­печения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Основоположником экспериментальной гигиены считаемся Макс Петгенкофер (1818-1901) — основатель (1879) и руководитель первого в Европе гигиенического института. Написал труды по гигиене воздуха, воды, питания, одежды, по этиологии и эпидемиологии холеры.

Гигиена детей— изучает взаимодействие растущего организма со средой и разрабатывает гигиенические нормативы и требования, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья.

Санитария (от лат. sanitas — здоровый) — до 1960-х гг. понималась как практическое проведение в жизнь гигиенических мероприятий, на­правленных на оздоровление условий жизни как всего общества, так и каждого человека, В современном понимании этим занимается гигиена, а организацией и проведением санитарно-гигиенических противоэпиде­мических мероприятий — санитарно-эпидемиологическая служба.

Педиатрия (от греч. paidos — дитя, iatreia — лечение) — область медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и раз­рабатывающая методы их распознавания, лечения и профилактики. Сформировалась в XIX веке. Основное направление — профилактика детских болезней, обеспечиваемая государственной системой лечебно-оздоровительных мер.

Основоположники гигиены детей в России.

 

Доброславин Александр Петрович (1842-1889) — русский врач, основоположник экспериментальной и военной гигиены в России:

· организатор и руководитель первой русской лаборатории экспери­ментальной гигиены;

· разработал гигиенические требования к школьным зданиям* вы­бору участков для школы;

· для уменьшения переутомления детей предложил методику гиги­енической организации умственных занятий.

Эрисман Федор Федорович (1842-1915) — основоположник науч­ной гигиены в России:

· создал руководства по всем разделам гигиены;

· в 1891 году организовал первую санитарно-эпидемиологическую станцию (сейчас Московский НИИ гигиены им. Эрисмана);

· разработал конструкцию школьной парты;

· создал проект классной комнаты;

· исследовал умственный труд детей, состояние зрения.

Семашко Николай Александрович (1874-1949) — один из органи­заторов советского здравоохранения:

· возглавил борьбу с детской беспризорностью;

· принимал самое активное участие в организации медицинского обслуживания детского населения, в развитии школьной гигиены и физической культуры.

Сперанский Георгий Нестерович (1873-1969) — советский педи­атр, основные труды по профилактике детских болезней, физиологии и патологии раннего детского возраста:

· наиболее полно разработал методику закаливания детей.

Мольков Альфред Владиславович (1870-1947) — один из осново­положников гигиены детей, и подростков в СССР. Руководил первым социально-гигиеническим исследованием развития и состояния здоро­вья детей. Разрабатывал такие вопросы школьной гигиены, как:

· физическое развитие детей;

· гигиенические нормативы к строительству и благоустройству школьных и других детских учреждений;

· формы и методы медико-санитарного обслуживания детей и вод-ростков.

Значение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

 

· Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, учитель сможет Правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей;

· изучение анатомо-физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма;

· помогает понять ведущую роль высокоорганизованной материи — коры головного мозга в деятельности органов и всего организма в целом.

Основные задачи курса: дать характеристику общих закономернос­тей онтогенетического развития возрастных и индивидуальных особен­ностей структуры и функции отдельных органов и физиологических систем, определяющих функциональные возможности целостного орга­низма на различных этапах онтогенеза, и гигиенических требований к организации учебной и воспитательной работы в начальных классах.