Структура государственной безопасности СССР накануне и в годы Великой Отечественной Войны

Тема 13 Укрепление системы защиты государственных секретов накануне и в период Великой Отечественной войны

 

Вопросы:

1. Структура государственной безопасности СССР накануне и в годы Великой Отечественной Войны

2. Деятельность органов структуры госбезопасности в годы ВОВ

– Борьба с дезертирством

– Контроль за действиями командования

– Борьба с «антисоветчиками»

– Борьба с вражеской агентурой

– Проведение оперативных радиоигр с противником

– Предотвращение фактов измены родине

– Деятельность территориальных и транспортных органов государственной безопасности

1. Деятельность по охране важных объектов

2. Деятельность по противодействию вражеской разведке

3. Деятельность по восстановлению народного хозяйства

 

 

Нападение фашистской Германии в июне 1941 г. коренным образом изменило военно-политическую и оперативную обстановку в стране. Решающее воздействие на работу органов НКВД - НКГБ - «Смерш» в годы Великой Отечественной войны оказывали ситуация, складывавшаяся на фронтах, разведывательно-подрывная деятельность спецслужб противника, а также развернувшаяся перестройка всей экономики страны на военный лад.

Серьезные неудачи Красной Армии на фронте в первые месяцы войны повлекли за собой резкое ужесточение карательной политики в СССР. Органы государственной безопасности получили внесудебные полномочия в сфере борьбы с дезертирами, изменниками Родины и некоторыми другими категориями преступников.

Проведенное в июле 1941 г. объединение органов государственной безопасности и внутренних дел фактически преследовало цель превратить правоохранительные органы в действенный инструмент разрешения возникавших на фронте и в тылу чрезвычайных ситуаций.

В свете происходивших событий содержание понятия государственная безопасность в этот период существенно расширилось. Оно включало в себя не только собственно ограждение государства от угроз извне и внутренних противников существующего строя, но и такие аспекты, как обеспечение стабильного функционирования экономики страны, поддержание боеспособности частей и соединений Красной Армии и Военно-Морского флота.

Трагический для Красной Армии ход военных действий в начальный период войны не позволил органам государственной безопасности реализовать разработанные в предвоенные годы планы мобилизационных мероприятий. Потребовалась срочная коренная перестройка их деятельности. Важное значение имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».

В соответствии с Указом в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий и военных округов, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений.

Тем не менее, основной удар в плане ведения борьбы с разведывательно-диверсионной и террористической деятельностью спецслужб противника приняли на себя органы НКГБ СССР и военной контрразведки. На советско-германском фронте им пришлось столкнуться, прежде всего, с подразделениями Абвера - военной разведки и контрразведки фашистской Германии. Еще в мае 1941 г. на территории оккупированной фашистами Польши был развернут для руководства разведывательно-подрывной деятельностью на будущем Восточном фронте специальный орган Абвера, носивший условное наименование «Штаб Вали». Изготовившимся для нападения на Советский Союз армиям и корпусам вермахта были приданы абверкоманды и подчиненные им абвергруппы.

С началом военных действий Абвер и некоторые другие спецслужбы фашистской Германии и ее сателлитов начали массированную заброску своей агентуры в прифронтовую полосу и в тыловые районы СССР. Помимо сбора разведывательной информации о советских войсках в интересах своего военного командования они стремились путем проведения диверсий, террористических актов, организации повстанческих выступлений дезорганизовать советский тыл. О масштабах этой деятельности можно судить хотя бы по тому, что в разгар Великой Отечественной войны на Восточном фронте противник развернул около 200 разведывательных органов и школ. Забрасываемые через линию фронта фашистские агенты и диверсанты большей частью были экипированы в форму красноармейцев, имели при себе соответствующие документы прикрытия, оружие, взрывчатые вещества, коротковолновые радиостанции. В условиях исключительно сложной военной и оперативной обстановки первых месяцев войны противнику порою удавалось добиваться успеха. Агенты-разведчики и диверсанты Абвера выявляли места дислокации и перемещения советских войск, выводили из строя линии связи, сеяли панику и т. п.

Стремясь предотвратить деморализующее воздействие на население трагических известий с фронта, а также соответствующих акций фашистских спецслужб, руководство СССР инициировало в июле 1941 г. принятие ряда жестких нормативно-правовых актов. Так, 6 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Указ устанавливал, что виновные в этом «караются по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, если действие по своему характеру не влечет за собой по закону более тяжкого наказания». Только Совинформбюро, обладавшее монополией в информировании населения, сообщало о положении дел на фронтах. После войны заместитель наркома госбезопасности Б.З. Кобулов в своей докладной записке Сталину подчеркивал, что многие советские граждане были безвинно арестованы по обвинению в распространении ложных слухов.

В этот же день 6 июля Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление «О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции». В нем подчеркивалось, что в целях пресечения разглашения государственной и военной тайн через почтово-телеграфную связь и недопущения их распространения повышалась роль цензуры, вводились ограничения в правила приема и отправления международной и внутренней почтово-телеграфной корреспонденции. В частности, запрещалось сообщать в письмах и телеграммах какие-либо сведения военного, экономического и политического характера. Народный комиссариат государственной безопасности обязан был организовать стопроцентный просмотр писем и телеграмм, идущих из прифронтовой полосы. В областях, объявленных на военном положении, вводилась военная цензура на все входящие и исходящие почтово-телеграфные отправления. Военная цензура осуществлялась органами НКВД.

В этом же ключе выдержано постановление ГКО «О тыловом обеспечении Москвы», появившееся в разгар битвы на подступах к столице 19 октября 1941 г. Оно требовало немедленно привлекать нарушителей порядка к ответственности с передачей суду военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте.

Исключительно сложная ситуация на фронтах, активные действиях спецслужб противника заставили партийно-государственное руководство СССР пойти на объединение основных правоохранительных органов страны в рамках одного ведомства. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности вошли в состав единого Народного комиссариата внутренних дел. Возглавил НКВД СССР Л.П. Берия. Постановлениями Государственного комитета обороны от 17 июля 1941 г. и 10 января 1942 г. органы военной контрразведки армии и флота были преобразованы в особые отделы с подчинением их НКВД СССР.

В составе НКВД СССР органы государственной безопасности оставались весь начальный, наиболее сложный, период Великой Отечественной войны. Весной 1943 г. после разгрома фашистов под Сталинградом сложилась более благоприятная военно-политическая обстановка, что позволило руководству страны вернуться к прежней организации органов госбезопасности и внутренних дел. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 г. был воссоздан Народный комиссариат государственной безопасности СССР, а 19 апреля этого же года в соответствии с постановлением Совета министров СССР Управление особых отделов НКВД было передано в Народный комиссариат обороны (НКО), где на его основе образовано Управление контрразведки «Смерш» НКО. Несколько позднее Управление контрразведки «Смерш» было создано и в составе Наркомата Военно-Морского флота. Возглавили новые структуры соответственно B.C. Абакумов и П.А. Гладков.

С началом Великой Отечественной войны серьезные изменения произошли в кадровом составе органов государственной безопасности. Обострение оперативной обстановки и увеличение количества объектов, имевших оборонное значение, поставили на повестку дня вопрос об увеличении численности личного состава подразделений. Особенно актуально это было для органов военной контрразведки, так как шло формирование новых частей и соединений Красной Армии. Кроме того, в условиях ведения боевых действий особые отделы НКВД несли постоянные потери. Только за период с начала Великой Отечественной войны и по 1 марта 1944 г. военная контрразведка потеряла 3725 чел. убитыми, 3092 чел. пропавшими без вести, 3520 чел. ранеными, а всего 10 237 сотрудников. Осенью 1941 г. на Юго-Западном фронте попал в окружение и погиб бывший начальник 3-го управления НКО комиссар госбезопасности 3-го ранга А.Н. Михеев. Проблема «кадрового голода» разрешалась различными путями. В частности, для укомплектования оперативным составом особых отделов НКВД, действовавших в условиях фронта, было направлено значительное количество сотрудников из территориальных органов. К примеру, только в особый отдел НКВД Ленинградского фронта в первые недели войны прибыло из областных управлений пополнение в составе около полутора тысяч сотрудников.

С другой стороны, была расширена сеть учебных заведений по подготовке кадров. В ходе Великой Отечественной войны специальные школы и курсы, готовившие военных контрразведчиков для армии, были созданы, к примеру, в городах Москве (1-я и 2-я Московские школы «Смерш»), Ташкенте, Хабаровске, Новосибирске и Свердловске. В школах и на курсах увеличивалось число слушателей, а сроки обучения, напротив, сокращались. Приоритет в процессе обучения отдавался изучению специальных и военных дисциплин.

Однако, несмотря на принимавшиеся меры (только Высшая школа НКВД (НКГБ) выпустила за годы Великой Отечественной войны свыше 7000 сотрудников), полностью удовлетворить потребности органов НКВД (позднее НКГБ-«Смерш») в оперативном составе не удавалось. Поэтому значительную часть сотрудников кадровые аппараты органов госбезопасности подбирали из числа обычных армейских офицеров или гражданских специалистов и их становление как профессионалов шло уже непосредственно на рабочем месте при помощи более опытных коллег. Это наглядно прослеживается на примере управления НКВД по Ленинградской области. По состоянию на 18 декабря 1942 г. в управлении насчитывалось 1217 чел. оперативного состава. Из них только 263 сотрудника имели специальную чекистскую подготовку.

На боеспособности органов государственной безопасности негативно сказывались и события 1937-1938 гг. Две «чистки» руководителей высшего и среднего эшелона, осуществленные Н.И. Ежовым и Л.П. Берией, привели к тому, что во главе управлений и отделов органов государственной безопасности оказались чекисты, еще недавно занимавшие низовые должности и фактически не имевшие опыта руководящей работы. Достаточно отметить, что назначенный в июле 1941 г. руководитель управления особых отделов НКВД СССР, а позднее Главного управления контрразведки (ГУКР) «Смерш» НКО СССР B.C. Абакумов за три года до этого имел звание лейтенанта госбезопасности и занимал ничем не примечательную должность.

Основным объектом подрывной деятельности спецслужб противника в годы Великой Отечественной войны являлась Красная Армия и в особенности те ее части и соединения, которые находились непосредственно на линии фронта. Проведенный уже после Великой Отечественной войны анализ показал, что в 1941-1943 гг. непосредственно в прифронтовую полосу вражеские разведки забрасывали примерно 55 % своих агентов. На заключительном этапе войны, когда немецко-фашистские войска непрерывно отступали, этот процент увеличился в начале 1945 г. почти до 90%. Приближалось поражение фашистской Германии, и разведслужбы противника, отказавшись от цели подрыва глубокого советского тыла, основные свои усилия сосредоточили на добывании информации в интересах своего военного командования. В этой связи на протяжении всей Великой Отечественной войны особую значимость имела работа органов военной контрразведки.

В своей работе особые отделы НКВД (отделы контрразведки «Смерш») тесно взаимодействовали с войсками по охране войскового тыла. Для обеспечения государственной безопасности страны постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 25 июня 1941 г. были введены институты фронтовых и армейских начальников охраны войскового тыла. Им подчинялись пограничные и внутренние войска НКВД. К выполнению задач по охране войскового тыла фронтов привлекалось 48 пограничных отрядов, 10 отдельных комендатур, 4 резервных полка, 2 отдельных резервных батальона и 23 специальные части пограничной службы. Штатная численность этих частей составляла 91 649 чел. Руководство ими до апреля 1942 г. осуществлялось Главным управлением пограничных войск НКВД СССР, а затем они перешли в подчинение Главному управлению внутренних войск НКВД.

Борьба с разведывательно-подрывной деятельностью противника на фронте и в ближайшем тылу стала одной из основных задач особых отделов НКВД. Однако как руководство, так и оперативный состав в первые недели и месяцы войны не имели еще реального представления ни об организации спецслужб противника, ни о стратегии и тактике их действий. Многие не только рядовые оперативные работники, но и начальники органов не знали, к примеру, даже о существовании Абвера. Поэтому первая директива, которая была направлена центральным аппаратом военной контрразведки НКО СССР на места 22 июня 1941 г., потребовала активизировать работу по всем оперативным делам, предотвращать дезертирство, измену Родине, распространение антисоветских листовок, провокационных слухов и т. п.

Работа органов военной контрразведки протекала в первые месяцы войны в исключительно сложных условиях. Активные действия вражеских диверсантов и террористов, постоянное отступление на фронтах, случаи паники среди военнослужащих приводили к тому, что помимо решения собственно контрразведывательных задач особым отделам НКВД пришлось в первые месяцы войны решать не менее важную задачу по наведению порядка в прифронтовой полосе. По мере ухудшения обстановки на фронтах актуальность этой работы все возрастала. Неустойчивость воинских частей, несанкционированное отступление с занимаемых позиций вызвали уже 27 июня 1941 г. появление директивы № 35523 3-го управления НКО СССР, в которой перед органами контрразведки в войсках была поставлена задача по борьбе с дезертирством. С помощью военного командования им следовало создавать на железнодорожных узлах, на дорогах в прифронтовой полосе подвижные контрольно-заградительные отряды, которые бы задерживали дезертиров и всех подозрительных элементов, проникших через линию фронта.

Главной задачей особых отделов, согласно постановлению Государственного комитета обороны от 17 июля 1941 г. о создании особых отделов НКВД СССР, стала «решительная борьба со шпионажем и предательством в частях Красной Армии и ликвидация дезертирства в непосредственно прифронтовой полосе». Для ее решения особым отделам предоставлялось право ареста дезертиров, а в необходимых случаях и расстрела их на месте.

Появившаяся на следующий день после выхода постановления ГКО директива НКВД СССР № 169, которую довели до сведения всего личного состава военной контрразведки, разъяснила, что «смысл преобразования органов 3-го управления в особые отделы с подчинением НКВД заключается в том, чтобы повести беспощадную борьбу со шпионами, предателями, диверсантами, дезертирами и всякого рода паникерами и дезорганизаторами». Руководство НКВД выражало уверенность, что работники особых отделов оправдают доверие партии и «самоотверженной работой помогут Рабоче-крестьянской Красной Армии укрепить дисциплину в ее рядах и разгромить врагов Родины».