Военная реформа Российских Вооруженных Сил конца XX начала XXI века.
В период с 27 по 30 мая 1992 г. под руководством министра обороны Российской Федерации генерала армии П.С. Грачева в Военной академии Генерального штаба была проведена военно-научная конференция. Она предшествовала важному событию в стране - созданию российских Министерства обороны и Вооруженных Сил. В этой связи основным ее содержанием явилось обсуждение проблем военной безопасности, рассмотрения военной доктрины России, а также основных направлений создания, реформирования и применения Российских Вооруженных Сил в возможных военных конфликтах и войнах.
10 августа 1992 г. издан приказ министра обороны Российской Федерации, которым введен указ Президента России о формировании Вооруженных Сил.
Реформирование Вооруженных Сил России отмечено следующими особенностями:
- во-первых, в мире произошли коренные изменения в геополитической области (развал СССР, СЭВ, Варшавского договора). Россия стала преемницей СССР;
- во-вторых, произошли изменения в социально-экономической области;
- в-третьих, отсутствие четкой военной доктрины;
- в-четвертых, незавершенность целого ряда документов определяющих правовую базу функционирования Вооруженных Сил и ряд других. Военную реформу предполагалось провести в несколько этапов:
1-й этап - 1992 г.:
- создать Министерство обороны, Генеральный штаб и другие органы управления;
- принять в полном объеме под свою юрисдикцию войска, находящиеся за пределами России;
- создать систему социальных гарантий военнослужащих,
- определить численный состав и структуру Вооруженных Сил;
- создать правовую базу их функционирования.
2-й этап -1993 -1995 гг.:
- продолжение сокращения и реформирования Вооруженных Сил;
- завершить в основном вывод войск из Германии, Польши, Монголии и других стран,
- перейти на смешанную систему комплектования Вооруженных Сил;
- поднять престиж воинской службы, улучшить материальное положение военно-служащих;
- довести численность Вооруженных Сил до 2,1 млн. чел.
3-й этап-1995-2000 гг.:
- полностью завершить вывод войск в Россию из других стран,
- перевести Вооруженные Силы на новые структуры;
- довести численный состав Вооруженных Сил до 1,5 млн. человек;
- провести кардинальные изменения административной структуры Вооруженных Сил и др.
До 1995 г. предполагалось иметь следующие виды Вооруженных Сил:
- ракетные войска стратегического назначения (9%);
- сухопутные войска (33%);
- войска ПВО (13%),
- ВВС (12%);
- ВМФ (17%).
Военные реформы и преобразования прошлых лет свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской федерации.
Содержание и направленность военной реформы должны вытекать из существа военной политики и преследовать главную цель - обеспечить военную безопасность России и ее союзников.
Шестнадцатого июля 1997г. Президент России подписал Указ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры», в котором определены основные приоритеты деятельности государства в этом направлении.
Цель военной реформы — приведение Вооруженных Сил РФ в соответствие с современной военно-политической обстановкой и возможностями государства, повышение их боевой готовности и боеспособности за счет оптимизации структуры, состава и численности, подъема качественного уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения, социального статуса военнослужащего.
Основные направления проведения реформы
Вооруженных Сил Российской Федерации
• Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил РФ.
• Качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса.
• Подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
• Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.
• Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
• Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.
В конечном итоге Россия должна получить высокооснащенные, обладающие достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовые, компактные и мобильные вооруженные силы рационального состава, структуры и численности.
В процессе реформирования должна быть создана отвечающая требованиям развития новой России новая армия, в которой будет почетно и престижно служить, армия, способная надежно защитить свое Отечество.
Глава 4. Дни воинской славы – летопись героической доблести российского воинства.