Виды контроля знаний учащихся по биологии
Виды и методы контроля знаний
Различают четыре вида контроля знаний:
- предварительный
- текущий
- периодический
- итоговой.
Вид контроля | Краткая характеристика |
Предварительный (ориентировочный) Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Периодический (тематический, рубежный) Итоговый | Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в значениях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих на работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся. Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы. Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов) |
Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе.
Предварительная проверка обычно проводится на первых уроках учебного года или в начале изучения новой темы курса.
Текущий контроль проводят в ходе повседневной работы на уроке, экскурсиях, с использованием других форм обучения.
Периодический контроль, как правило, проводится в конце изучения темы или в конце учебной четверти и триместра.
Итоговый контроль очень близок по своей функции с периодическим контролем так как проводится в конце изучаемого курса или двух в конце полугодия и всего учебного года.
Завершающим этапом проверки усвоения знаний и умений является отметка.
Виды и методы проверки знаний, умений и навыков педагог выбирает в зависимости от:
- содержания учебного предмета
- конкретных учебно-воспитательных задач урока, темы
- раздела и курса
Задача учителя – на основе обнаруженных недочетов в достижениях учащихся принимать меры к ликвидации, одновременно совершенствуя свое педагогическое мастерство, поскольку большая доля успеха в обучении зависит от деятельности учителя.