Вопрос 1.

Коммерческая тайна

Персональные данные

Организация защиты государственных секретов. Особый порядок доступа к государственным секретам физических и юридических лиц

Обращение к государственным секретам

Понятие и виды информации ограниченного доступа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Под государственной политикой в области обеспечения информационной безопасности понимаются основные направления деятельности республиканских и местных органов власти и управления в области защиты интересов государства в информационной сфере.

Функции государственной системы в сфере обеспечения информационной безопасности:

1. оценка состояния информационной безопасности в государстве

2. выявление и учет внешних и внутренних источников угроз информационной безопасности, проведение их мониторинга

3. организация проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности

4. разработка и принятие нормативных правовых актов

5. разработка единой системы лицензирования и сертификации в данной области

6. информирование общества о реальном состоянии безопасности общества

7. защита прав и свобод человека

В Республики Беларусь действует специально уполномоченный государственный орган, который осуществляет регулирование деятельности по защите информации, Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. Деятельность данного государственного органа регламентировано Положением о Государственном центре безопасности информации при Президенте Республики Беларусь от 12 мая 2004 г. № 221.

Система обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь является частью системы обеспечения национальной безопасности страны.

 

 

Тема 5Правовой режим информации ограниченного доступа

Вопросы:

2.Правовой режим государственных секретов. Понятие и виды государственных секретов

3.Основания отнесения сведений к государственным секретам и основания их рассекречивания

 

.

 

Органы государственной власти, юридические и физические лица имеют равные права на доступ к информационным ресурсам. Исключение составляют случаи, когда запрашиваемые сведения касаются документированной информации ограниченного доступа. Отнесение информации к документированной информации ограниченного доступа, порядок её накопления, обработки, охраны и доступа к ней определяются уполномоченными государственными органами при сохранении условий, установленных законодательством Республики Беларусь.

Законодательство ссылается на множество видов инфор­мации с ограниченным доступом (например «конфиденциальная информация», «нераскрытая информация», «служебная тайна», «тайна личной жиз­ни» и т.д.), но в то же время норма­тивные акты не дают четкой классификации указанных видов.

Для построения системы информации с ограниченным доступом можно в качестве классифицирующего признака использовать интерес, который преследуется путём охраны информации. Это может быть:

1) публичный интерес — охрана информационных ре­сурсов, имеющих государственное значение (госу­дарственные секреты);

2) коммерческий интерес — интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения прибыли (коммерческая тайна);

3) защита личных прав— неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а так­ же неимущественные права, не связанные с имуществом (персональные данные).

 

Режим ограниченного доступа также можно разделить на несколько видов:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна;

б) банковская тайна;

в) персональные данные (личная тайна) и др.

2) режим информации, отнесенной к государственным секретам:

а) государственная тайна;

б) служебная тайна.

 

Информация ограниченного доступа подлежит особой правовой защите, при этом должен соблюдаться ряд определённых условий:

а) охране подлежит только документированная информация;

б) информация должна соответствовать требованиям и ограничениям, установленным действующим законодательством;

в) охране подлежит та информация, относительно которой собственник принял необходимые меры для предотвращения свободного распространения такой информации;

г) незаконный доступ к такой информации может причинить вред правам и законным интересам государства, физическим и юридическим лицам.