Спектральное представление детерминированных сигналов
Чтобы сделать сигнал объектом изучения нужно составить их матем. модель, т.е. записать аналитически. Однако матем. описание некоторых детерминированных сигналов представляется весьма трудным, поэтому в радиотехнике используют оригинальный приём, при котором сложный по структуре и форме сигнал заменяют (представляют) набором (взвешенной суммой) мат. моделей, описываемых элементарными функциями.
Фундаментальная идея спектрального представления сигналов родилась более 200 лет назад и принадлежит французскому физику и математику Ж.Б. Фурье. Он свёл единую функцию, трудно поддающуюся мат. описанию к более удобным в обращении рядам кратных гармонических тригонометрических функций с различными амплитудами, фазами, которые в сумме дают исходную функцию
+ |
= |
Функции, по которым идёт разложение, называются базисными.
Система базисных функций должна обладать свойством ортогональности.
φ0(t), φ1(t), φ2(t)…φn(t) – система базисных функций
φn(t), φm(t) – ортогональные на интервале времени
Представления сигналов элементарной функции упрощается, если система базисных функций будет ортонормирована.
тогда разложение произвольного сигнала S(t) в обобщённый ряд Фурье будет иметь вид (2), где Ci – некоторые постоянные коэффициенты. Для определения коэффициента Ci умножим обе части выражения (2) на одну из базисных функций φk(t), тогда:
Совокупность коэффициентов С {C0, Ck, Cn} – спектральный сигнал, Сkφk – спектральная составляющая.
Полученный обобщённый ряд Фурье (2) обладает очень важным св-ва: при выбранной системе ортонормированных базисных функций φk и фиксированным числом слагаемых он обеспечивает наилучшее представление сигнала. Наиболее широкое распространение получили ортонормированные базисы тригонометрических (синусоидальных и косинусоидальных функций).
1, sin ω,t , cos ω,t , sin 2ω,t , cos2ω,t …sin nω,t cos nω,t
Применение тригонометрического базиса обусловлено следующим:
1. Гармонические колебания удобно генерировать
2. Гармонические колебания инварианты относительно преобразований, осуществляемых линейными электрическими цепями
3. Широко используется символический метод расчёта (комплексных амплитуд)
Запишем ряд Фурье, используя тригонометрический базис:
S(t) = a0/2 + (3)
Ряд (3) сходится, если функция S(t) на интервале от –Т/2 до Т/2 удовлетворяет условиям Дирихле. Это значит:
1. Функция не должна иметь разрывов 2ого рода (с уходящими в бесконечность ветвями, например, тангенс)
2. Функция ограничена и имеет конечное число разрывов 1ого рода (скачков)
3. Имеет конечное число экстремумов (т.е. минимумов и максимумов)
а0 = const =
an – амплитуды косинусоидальных составляющих
где ω1 – частота исходного сигнала, первая (основная) гармоника.
Для чётного сигнала S(t) bn = 0; для нечётного S(t) в ноль обратятся косинусные составляющие an = 0.
Вместо синусно-косинусной записи ряда Фурье чаще используют вещественную (косинусную) форму записи:
S(t) = A0 +
An =;
2012-02-18
Иногда используют ряд S(t) = A0 + в комплексной форме. Она получается из вещественной путём представления косинуса в виде полусуммы комплексных экспонент:
cos x = (ejx+e-jx)/2
S(t) = A0 +
Cn=An/2, C0 = A0 = a0/2
Амплитудный и фазовый спектр периодического сигнала всегда линейчатый (дискретный), т.к. он состоит из отдельных линий (составляющих), высота которых равна амплитуде гармоники.
Пример. Рассчитать амплитудный и фазовый спектры для периодической последовательности прямоугольных видеоимпульсов. (Смотри видео)
Аналитическая запись этого импульсного сигнала (меандра):
Рассчитаем амплитудный спектр для данного сигнала.
Найдём постоянную составляющую: А0 = а0/2 =
q = T/tи – скважность -показывает сколько импульсов может уместиться в периоде
Т.к. функция S(t) чётная, то в амплитудном спектре будут присутствовать только косинусоидальные составляющие.
An =
Данная функция выглядит следующим образом:
Разложение данного сигнала в ряд Фурье выглядит следующим образом:
An |
Вторая, четвёртая (чётные) гармоники отсутствуют.
Видно, что с ростом частоты амплитудная составляющая убывает.
Получение исходного сигнала:
S(t) = (E/q) [1 + 2A1*cos ω1t - 2A3*cos ω1t + … - …],
Задача анализа заключается в разложении сложной функции (сигнала) на простые гармонические составляющие.
Задача синтеза заключается в получении заданных функций (сигналов сложной формы) путём суммирования ряда гармонических составляющих их спектра.
Выбросы на краях импульса называются дефектом Гиббса. Они связаны с тем, что функцию со скачками первого рода мы пытаемся представить гладкими функциями, это приводит к ошибке аппроксимации и при бесконечном числе слагаемых ряда Фурье эти выбросы стремятся к нулю.
Анализатор – уст-во, на выходе которого получаем амплитудный и фазный спектр. Синтезатор выполняет противоположную операцию.
2012-02-20
S(t) = A0 +
Схема анализатора:
Схема синтезатора:
Вычислить амплитудный и фазовый спектры периодической последовательности прямоугольных видеоимпульсов с параметрами:
E = 2 В, tзад. = 0,075 мс, T = 1 мс, Q = 3,5.
tи = T/Q = 1/3,5 = 0,286 мс;
А0 = а0/2 = tи/2+tз-(-tи/2+tз)) = (Etи)/T = E/Q = 2/3,5 = 0,571 В;
an =
= 2E/(nω1T) [sin(nω1(tи/2+tз)) - sin(nω1(-tи/2+tз))] = (E/(2π)) [sin πn(1/Q + (2tз)/T) – sin(πn(-1/Q + (2tз)/T)] =
= => an = (2/(πn)) [(sin (0,436e-3 πn) – sin (-0,136e-3 nπ)];
bn = (2/T) .
S(t) = 0,571 + A1cos (2π*1e3 + θ1)
+ A2 cos (4π*1e3 + θ2)
+ A3 cos (6π*1e3 + θ3).
2012-02-25
Энергетические хар-ки сигналов
На практике одной из важных составляющих анализа сигналов является изменение их количественных параметров: энергия и мощность, а также связанное с ней среднеквадратичное значение.
Среднеквадратичное значение за интервал времени [t1;t2]:
Во всех формулах, определяющих энергетические параметры сигнала, должно входить сопротивление R. Однако, часто мощность не интересует нас как физическая величина, а служит средством сравнения двух различных сигналов, следовательно, сопротивление R из формулы можно исключить, приняв его равным 1 Ом. Тогда энергия сигнала за время [t1;t2]:
средняя мощность |
Мощность периодического сигнала: