ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологияпри переводе с греческого «techne» означает искусство, мастерство, умение.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 3.1).


 

 

 

 

 

 

 

Материальные   Продукт   Инф ормационный
  Технология материального производства      
ресурсы Данные Информационная технология продукт
       
       

Рис. 3.1. Информационная технология как аналог технологии переработки

материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства- выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии– «производство» информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Информационная технология– совокупность действий над предметом труда, в качестве которого выступает информация в целях получения конечного результата.

Основные цели использования информационных технологий в бизнесе:

1. Для обработки, группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений.

2. Для удовлетворения информационных потребностей всех субъектов, имеющих дело с управлением процессов.

3. Для принятия решений и организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники.

4. Для консультации по знаниям, накопленных в базах знаний.

5. Для обеспечения оперативной связи и взаимодействия участников.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий,

выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессомобработки информации.

В условиях рыночных отношений возрастает спрос на информацию и информационные услуги. В связи с этим современные технологии обработки информации ориентированы на использование ЭВМ и средств коммуникаций.


Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от технических и программных средств.

Информационные технологии тесным образом связаны с предметными
технологиями. Предметная технологияпредставляет собой

последовательность взаимосвязанных этапов по модификации первичной экономической информации в результатную в той или иной предметной области.В каждой организации можно выделить столько предметных областей, а значит и технологий, сколько имеется самостоятельных подразделений, решающих свои специфические задачи и имеющих присущую им терминологию. В качестве предметных областей можно указать, например, бухгалтерский учет, банковские операции и т.д.

Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как к носителям финансовой информации принципиально меняет предметную технологию, предоставляя такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали. С другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием ИТ, акцентируют их на вполне определенные функции.

Иногда выделяют обеспечивающие и функциональные информационные технологии.

Обеспечивающие ИТ –технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. В качестве обеспечивающих можно рассматривать текстовые редакторы (процессоры), электронные таблицы, СУБД и т.д.

Функциональная ИТпредставляет собой такую модификацию обеспечивающей ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, реализуемые в какой-либо предметной области информационные технологии: базы данных, функционирующие на основе СУБД; текстовые процессоры, используемые с шаблонами документов и т.д.

Информационные технологии (обеспечивающие и функциональные) составляют основу экономической информационной системы. Предметные технологии являются базовыми при создании функциональных ИТ, но и ИТ влияют на изменение предметных технологий.

Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации. На современном этапе их развития выделяют: текстовые процессоры, предназначенные для обработки текстовой информации; табличные процессоры – для обработки табличной информации; графические процессоры – для обработки графической информации; СУБД – для обработки документальной и фактографической информации и т.д.

Классификация ИТ по типу пользовательского интерфейса позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсе.Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Прикладной интерфейс реализуется прикладными программами. Например СУБД, экспертными системами, текстовыми процессорами и т.д.


С точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных ИТ на рабочем месте информация может обрабатываться в пакетном или диалоговом режиме. Соответственно выделяют пакетные и диалоговые технологии.Пакетный режим наиболее распространен при централизованной организации решения экономических задач. Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами: алгоритм решения формализован, процесс решения не требует вмешательства человека; имеется большой объем входных и выходных данных; расчет выполняется для большинства записей входных файлов; большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных; регламентность, т.е. задача решается с заданной периодичностью. Пакетный режим обработки информации применяется в основном при статистической обработке экономической информации и при поиске информации по запросам в больших по объему базах данных.

Диалоговый режимвзаимодействия пользователя и ЭВМ обеспечивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ. Диалоговый режим не альтернатива пакетному, а является его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процессе решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных. Диалогпредставляет собой обмен информационными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени.

Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры:

- сбор и регистрацию данных,

- подготовку информационных массивов,

- обработку, накопление и хранение данных,

- формирование результатной информации,

- передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов – к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Как правило, экономическая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случает некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения также бывает различной. Рассмотрим особенности выполнения основных процедур преобразования информации.

Сбор и регистрацияинформации происходит по разному в различных экономических объектах. На предприятии сбор и регистрация информации происходит при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.), в банках – при выполнении финансово-кредитных операций с юридическими и физическими лицами. В процессе сбора фактической информации производится измерение, подсчет, взвешивание, подсчет купюр, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации


сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе, машинном носителе), вводом в ПЭВМ. Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную. Поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими, а процесс автоматизации документооборота – актуальным.

Передача информацииосуществляется различными способами:

- с помощью курьера,

- пересылка по почте,

- доставка транспортными средствами,

- дистанционная передача по каналам связи с помощью других средств коммуникации.

Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи но требует дополнительных технических средств, что удорожает процесс передачи данных. Предпочтительным является использование технических средств сбора и регистрации с последующей дистанционной передачей ее по каналам связи.

Машинное кодированиеэто процедура машинного представления информации на машинных носителях в кодах, принятых в ПЭВМ. Такое кодирование информации производится путем переноса данных первичных документов на магнитные диски.

Хранение и накоплениеэкономической информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки. Хранение и накопление информации осуществляется в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.

Поиск данных- это выборка нужных данных из хранимой информации на основе составленного пользователем запроса.

Обработкаэкономической информации производится обычно децентрализовано, в местах возникновения первичной информации. Но может производиться и в вычислительных сетях с использованием специальных программных средств. В ходе решения формируются результатные сводки, это могут быть таблицы, графики, рекомендации.

Принятие решенияосуществляется специалистом с применением или без применения технических средств но на основе анализа результатной информации, полученной на ПЭВМ. Задача осложняется обычно тем, что специалисту приходится принимать решение из нескольких вариантов.