ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологияпри переводе с греческого «techne» означает искусство, мастерство, умение.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 3.1).
Материальные | Продукт | Инф ормационный | ||
Технология материального производства | ||||
ресурсы | Данные | Информационная технология | продукт | |
Рис. 3.1. Информационная технология как аналог технологии переработки
материальных ресурсов
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства- выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии– «производство» информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Информационная технология– совокупность действий над предметом труда, в качестве которого выступает информация в целях получения конечного результата.
Основные цели использования информационных технологий в бизнесе:
1. Для обработки, группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений.
2. Для удовлетворения информационных потребностей всех субъектов, имеющих дело с управлением процессов.
3. Для принятия решений и организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники.
4. Для консультации по знаниям, накопленных в базах знаний.
5. Для обеспечения оперативной связи и взаимодействия участников.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий,
выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессомобработки информации.
В условиях рыночных отношений возрастает спрос на информацию и информационные услуги. В связи с этим современные технологии обработки информации ориентированы на использование ЭВМ и средств коммуникаций.
Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от технических и программных средств.
Информационные технологии тесным образом связаны с предметными
технологиями. Предметная технологияпредставляет собой
последовательность взаимосвязанных этапов по модификации первичной экономической информации в результатную в той или иной предметной области.В каждой организации можно выделить столько предметных областей, а значит и технологий, сколько имеется самостоятельных подразделений, решающих свои специфические задачи и имеющих присущую им терминологию. В качестве предметных областей можно указать, например, бухгалтерский учет, банковские операции и т.д.
Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как к носителям финансовой информации принципиально меняет предметную технологию, предоставляя такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали. С другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием ИТ, акцентируют их на вполне определенные функции.
Иногда выделяют обеспечивающие и функциональные информационные технологии.
Обеспечивающие ИТ –технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. В качестве обеспечивающих можно рассматривать текстовые редакторы (процессоры), электронные таблицы, СУБД и т.д.
Функциональная ИТпредставляет собой такую модификацию обеспечивающей ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, реализуемые в какой-либо предметной области информационные технологии: базы данных, функционирующие на основе СУБД; текстовые процессоры, используемые с шаблонами документов и т.д.
Информационные технологии (обеспечивающие и функциональные) составляют основу экономической информационной системы. Предметные технологии являются базовыми при создании функциональных ИТ, но и ИТ влияют на изменение предметных технологий.
Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации. На современном этапе их развития выделяют: текстовые процессоры, предназначенные для обработки текстовой информации; табличные процессоры – для обработки табличной информации; графические процессоры – для обработки графической информации; СУБД – для обработки документальной и фактографической информации и т.д.
Классификация ИТ по типу пользовательского интерфейса позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсе.Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Прикладной интерфейс реализуется прикладными программами. Например СУБД, экспертными системами, текстовыми процессорами и т.д.
С точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных ИТ на рабочем месте информация может обрабатываться в пакетном или диалоговом режиме. Соответственно выделяют пакетные и диалоговые технологии.Пакетный режим наиболее распространен при централизованной организации решения экономических задач. Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами: алгоритм решения формализован, процесс решения не требует вмешательства человека; имеется большой объем входных и выходных данных; расчет выполняется для большинства записей входных файлов; большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных; регламентность, т.е. задача решается с заданной периодичностью. Пакетный режим обработки информации применяется в основном при статистической обработке экономической информации и при поиске информации по запросам в больших по объему базах данных.
Диалоговый режимвзаимодействия пользователя и ЭВМ обеспечивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ. Диалоговый режим не альтернатива пакетному, а является его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процессе решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных. Диалогпредставляет собой обмен информационными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени.
Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры:
- сбор и регистрацию данных,
- подготовку информационных массивов,
- обработку, накопление и хранение данных,
- формирование результатной информации,
- передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов – к потребителям информации для принятия управленческих решений.
Как правило, экономическая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случает некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения также бывает различной. Рассмотрим особенности выполнения основных процедур преобразования информации.
Сбор и регистрацияинформации происходит по разному в различных экономических объектах. На предприятии сбор и регистрация информации происходит при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.), в банках – при выполнении финансово-кредитных операций с юридическими и физическими лицами. В процессе сбора фактической информации производится измерение, подсчет, взвешивание, подсчет купюр, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации
сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе, машинном носителе), вводом в ПЭВМ. Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную. Поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими, а процесс автоматизации документооборота – актуальным.
Передача информацииосуществляется различными способами:
- с помощью курьера,
- пересылка по почте,
- доставка транспортными средствами,
- дистанционная передача по каналам связи с помощью других средств коммуникации.
Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи но требует дополнительных технических средств, что удорожает процесс передачи данных. Предпочтительным является использование технических средств сбора и регистрации с последующей дистанционной передачей ее по каналам связи.
Машинное кодированиеэто процедура машинного представления информации на машинных носителях в кодах, принятых в ПЭВМ. Такое кодирование информации производится путем переноса данных первичных документов на магнитные диски.
Хранение и накоплениеэкономической информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки. Хранение и накопление информации осуществляется в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.
Поиск данных- это выборка нужных данных из хранимой информации на основе составленного пользователем запроса.
Обработкаэкономической информации производится обычно децентрализовано, в местах возникновения первичной информации. Но может производиться и в вычислительных сетях с использованием специальных программных средств. В ходе решения формируются результатные сводки, это могут быть таблицы, графики, рекомендации.
Принятие решенияосуществляется специалистом с применением или без применения технических средств но на основе анализа результатной информации, полученной на ПЭВМ. Задача осложняется обычно тем, что специалисту приходится принимать решение из нескольких вариантов.