Коммуникационные характеристики личной продажи

Личная продажа

'Личная продажа как одна из составных частей комплекса марке­тинговых коммуникаций призвана обеспечить устное представление товара в ходе беседы с потенциальными покупателями и побудить их к покупке. Она предусматривает прямой (индивидуальный) кон­такт между продавцом и покупателем.

Личная продажа — самый дорогостоящий элемент комплекса коммуникаций. Поэтому она применяется преимущественно в тор­говле товарами производственного назначения, а также дорогими потребительскими товарами. Значение личной продажи трудно пе­реоценить при решении таких задач, как формирование покупа­тельских предпочтений и убеждений, побуждение к приобретению товара. Она используется при необходимости непосредственного воздействия на целевую аудиторию, установления с ней тесных от­ношений и побуждения к определенным действиям.

Личная продажа может рассматриваться в двух аспектах. С од­ной стороны, она используется для налаживания планируемых взаимоотношений с потребителями. С другой — это непосредствен­ное осуществление сбытовых операций. Личная продажа — единст­венный элемент коммуникаций, непосредственно заканчивающий­ся покупкой товара, имеющий явный коммерческий характер. Это позволяет рассматривать личную продажу как одну из форм прямо­го сбыта (см. параграф 8.3).

Коммуникационные особенности личной продажи состоят в сле­дующем:

» в отличие от других элементов маркетинговых коммуникаций личная продажа предполагает непосредственный, прямой контакт продавца и покупателя;

« наличие двусторонней связи, диалоговый режим общения по­зволяют гибко реагировать,на запросы покупателя, оперативно вно­сить коррективы в характер и содержание коммуникаций;

* личностный характер персональной продажи позволяет устано­вить между продавцом и покупателем долговременные отношения, которые могут принимать различные формы (от формальных до дружеских);

» внимание, проявленное к потенциальному покупателю в про­цессе личной продажи, побуждает его прислушаться к предложению


и определенным образом отреагировать на него — хотя бы выразить личную благодарность;

~ » личный контакт с потенциальным покупателем позволяет учи­тывать индивидуальные особенности последнего при стимулирова­нии сбыта товаров.^

Личная продажа принимает разнообразные формы. Рассмотрение их базируется на типологии продавцов, предложенной Р. Блэйком и Дж. Мутоном. Она исходит из того, что любого продавца доста­точно полно характеризуют степень его заинтересованности в прода­же и степень заинтересованности в покупателе (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Типовые характеристики продавцов

»

Основываясь на указанных характеристиках, можно выделить следующие типы продавцов (рис. 9.6).

Подобным образом могут быть идентифицированы и покупате­ли (рис. 9.7).

Исходя из указанных характеристик можно также выделить не­сколько типов покупателей (рис. 9.8).

Соединение двух типологий (рис. 9.6 и 9.8), характеризующее встречу продавца и покупателя, дает возможность получить типоло­гию форм или стилей продажи (табл. 9.6).

•Процесс личной продажи достаточно сложен, так как в ходе ее необходимо:

» вести переговоры (здесь требуется умение убеждать, аргументи­рованно отвечать на выдвигаемые возражения, а также искусно ис­пользовать в устной речи выразительные средства;


Рис. 9.6. Типы продавцов

Рис. 9.7. Типовые характеристики покупателей


Рис. 9.8. Типы покупателей

« установить отношения (для этого необходимо уметь принят клиента, завязать контакт, правильно подойти к делу, внимательн следить за развитием отношений и завершить продажу именно в то момент, когда это потребуется);

» удовлетворить потребность (это означает уловить — понять -или найти побудительные мотивы к покупке товара, т.е. определит ключевые аспекты интереса покупателя, разделить его озабочен ность, внимательно выслушать жалобы или критику).

Обобщая вышеперечисленное, можно представить процесс лич ной продажи в виде последовательности классических стадий:

1) прием покупателя и установление контакта;

2) выявление потребностей покупателя;

3) представление товара;

4) преодоление возможных возражений;

5) осуществление продажи;

6) последующий контакт с покупателем.