Этапы эволюции маркетинговых коммуникаций


Таблица 9.1


 

Период Название этапа Характеристика этапа
1950-1960 Несистемные коммуникации Коммуникации не играют большой роли. Важнейшим направлением деятельности предприятия является концентрация дея­тельности по увеличению объема предло­жения товаров
1960-1970 Товарные коммуникации Использование коммуникаций при орга­низации продаж. На первый план выходят реклама и стимулирование сбыта
1970-1980 Коммуникации с целевыми аудиториями • Коммуникации используются для установ­ления взаимоотношений с целевыми ауди­ториями (в первую очередь, с потребите­лями)
1980-1990 Конкурентные коммуникации Изменение условий сбыта и усиление кон­курентной борьбы потребовали от предпри­ятий поиска оптимальных форм и средств коммуникаций
1990-настоящее время Интегрирован­ные маркетин­говые комму­никации Переход к интегрированным коммуника­циям, базирующимся благодаря их плани­рованию и координации на организован­ном взаимодействии их многообразных форм, носителей и процессов

В недалеком прошлом предприятия рассматривали элементы Коммуникаций как отдельные виды деятельности, сегодня же фило­софия маркетинга считает, что для достижения успеха абсолютно необходима интеграция. «Маркетолог, успешно работающий в со­временных условиях, — это тот, кто координирует коммуникацион­ный комплекс настолько четко, что из рекламы в рекламу, из статьи в статью, из одной программы в другую вы непременно узнаете, что марка говорит одним и тем же голосом», — так определяет сущность


интегрированных маркетинговых коммуникаций Спенсер Плаву-кас. Координация использования инструментов маркетинга позво­ляет добиться эффекта синергизма: каждый элемент маркетинга в сочетании с другими элементами может оказывать товару более сильную поддержку, чем если бы этот элемент использовался само­стоятельно. Таким образом, для принятия идеи интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо осознать, что все эле­менты комплекса маркетинга являются средствами коммуникаций и что все они должны «говорить одним голосом».

Проявление эффекта синергизма в маркетинговых коммуника­циях описывается S-образным графиком развития систем различ­ной природы при ограниченных ресурсах (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Проявление эффекта синергизма в маркетинговых коммуникациях

При использовании интегрированных маркетинговых коммуни­каций возникающий синергический эффект обусловливает измене­ние наклона кривой (переход с 1-й на 2-ю стадию). Однако по мере увеличения интенсивности коммуникаций их эффективность начи­нает снижаться. Данное обстоятельство обусловлено действием за­кона Вебера, отражающего характер зависимости силы ощущений от интенсивности воздействия на органы чувств. Существует «порог восприятия», т.е. определенная величина сигнала, при которой он становится заметен человеку. По закону Вебера с момента достиже­ния «порога восприятия» сила ощущения растет не пропорциональ­но росту воздействия, а медленнее (по логарифмической кривой). Поэтому для обеспечения максимальной эффективности маркетин-


говых коммуникаций предприятию необходимо разрабатывать со­ответствующую коммуникационную политику, учитывающую осо­бенности проявления эффекта синергизма.