Управление товародвижением

Эффективное функционирование каналов сбыта требует опти­мизации товародвижения— деятельности по планированию, орга­низации и контролю физического перемещения товаров во времени и пространстве — от мест их производства к местам потребления, — осуществляемого для удовлетворения потребностей покупателей и достижения поставленных предприятием целей. Теоретической базой для этого служит логистика — наука об оптимизации движе­ния материальных и связанных с ними информационных и финан­совых потоков в пространстве и времени от источника их возникнове­ния до конечного потребителя. Целью применения логистики явля­ется нахождение оптимального соотношения между уровнем сервиса поставки товаров потребителю и необходимыми для этого затрата­ми человеческих, материальных и информационных ресурсов.

В маркетинге использование логистики связано в первую оче­редь с исследованием и оптимизацией всех видов потоков, сопрово­ждающих физическое перемещение товаров по выбранным каналам сбыта. Основные принципы их оптимизации таковы:

» использование кратчайших путей движения товаров;

» выбор оптимальной формы движения товаров (транзитной или складской) и широкое применением их централизованной доставки в розничную торговую сеть;

» выбор рациональных условий складирования и соответствую­щих транспортных средств, а также эффективное их использование;

» широкое применение тары-оборудования и средств механиза­ции погрузочно-разгрузочных и складских работ;

» постоянное совершенствование и оптимизация технологиче­ской цепи товароведения для обеспечения своевременного и беспе­ребойного доведения товаров до потребителей — в необходимом ко­личестве, широком ассортименте, высокого качества, при мини­мальных затратах труда, материальных средств и времени.

Рассмотрим содержание основных этапов процесса управления товародвижением.


1. Постановка целей товародвижения. В зависимости от кон­
кретной ситуации возможны следующие их формулировки:

» обеспечение максимально возможного уровня сервиса поставки товаров потребителю;

* достижение минимально возможных затрат предприятия на фи­зическое перемещение товаров во времени и пространстве;

» обеспечение максимально возможного уровня сервиса поставки товаров при заданном уровне затрат;

» достижение приемлемого уровня сервиса поставки товаров при минимальных затратах предприятия.

2. Анализ сбытовых издержек. Совокупные затраты на функцио­
нирование системы товародвижения определяются как сумма об­
щих затрат предприятия на информационное обеспечение, склади­
рование, поддержание товарно-материальных запасов, транспорти­
ровку. Поэтому при выборе системы товародвижения необходимо
рассмотреть различные варианты ее технологической цепи и вы­
брать тот из них, который позволит добиться минимизации затрат
для достижения установленного уровня обслуживания покупателей,

3. Формирование решений по основным функциям товародвиже­
ния.
Укрупненную группу операций, решающую определенную за­
дачу и характеризуемую задаваемыми значениями показателей, на­
зывают логистической функцией. Применительно к предприятию
к ним следует в первую очередь отнести: информационное обеспе­
чение, поддержание товарных запасов, складирование и транспор­
тировку товаров.

Информационное обеспечение направлено на сокращение време­ни между получением заказа, доставкой товара и оплатой. Оно предполагает формирование и развитие информационной сети за­каза товаров, автоматизацию обработки заказов, организацию пото­ков информации между участниками каналов сбыта, организацию банковских операций и т.п.

Поддержание товарных запасов необходимо для обеспечения своевременного выполнения заказов покупателей на их поставку. При этом очень важно определить оптимальный объем запасов, ко­торый должен находиться у производственных или торговых пред­приятий. При определении объема товарных запасов используются три группы методов: эвристические, технико-экономических расче­тов и экономико-математические.

Эвристические методы предполагают использование опыта спе­циалистов, которые на основе анализа рынка, отчетности за предше­ствующий период принимают решения о минимально необходимых


запасах, основанные в значительной степени на субъективном по­нимании тенденций развития спроса.

Метод технико-экономических расчетов заключается в разделе­нии совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы (например, ассортиментные позиции). Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых в свою очередь может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас может быть определен на случай повышения спроса или нарушения сро­ков поставки товаров. Метод техйико-экономических расчетов по­зволяет достаточно обоснованно определить необходимый объем запасов товаров, однако отличается большой трудоемкостью.

Одним из наиболее простых и распространенных экономи­ко-математических методов определения объемов запасов является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на буду­щий период.

Сложившаяся практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

где Т3 — темп роста товарных запасов; Тс — темп роста спроса.

Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Складирование — деятельность, обусловленная объективной не­обходимостью сохранения запаса товаров на всех этапах их движе­ния к потребителю. Для этого используются склады — специальные здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Разрабатывая систему товародвижения, необходимо дать ответы на следующие основные вопроры:

» какое количество складов необходимо?

» кому они должны принадлежать (собственные складские поме­щения или арендованные места на складах общего пользования)?

» какие типы складов целесообразно использовать (немеханизи­рованные, механизированные, автоматизированные или автомати­ческие; склады длительного хранения или транзитные; специализи­рованные или универсальные и т.п.)?


Временное хранение товаров на складах предполагает необходи­мость проведения работ по размещению их там, обеспечению необ­ходимых условий хранения, изъятию товаров из мест хранения. Лю­бая из перечисленных операций может изменяться в широких пре­делах, что, в свою очередь, сопровождается соответствующими изменениями их характера и интенсивности. Технология выполне­ния складских операций зависит от физико-химических свойств то­варов, наличия подъездных путей, особенностей устройства и раз­меров складских помещений, внутренней планировки складов, их оснащения необходимым оборудованием. При этом важнейшим принципом рациональной организации складского технологиче­ского процесса всегда остается обеспечение полной сохранности свойств товаров. Он реализуется посредством надлежащего режима хранения, соответствующей системы укладки и размещения това­ров, контроля условий и режима хранения.

Транспортировка — неотъемлемый элемент товародвижения. За­дача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с решением проблем других функций товародвижения и предполагает учет на­ряду с традиционными экономическими критериями (затраты на перевозку) ряда других (табл. 8.2). В приведенной таблице наиболее предпочтителен с точки зрения определенного критерия тот вид транспорта, который находится в колонке 1, наименее пригоден на­ходящийся в колонке 5.

Необходимо учитывать, что данные таблицы могут служить только для предварительной оценки предпочтительности видов транс­порта. На выбор варианта транспортировки влияют также различ­ные аспекты взаимного расположения пунктов отправления и на­значения (расстояние, наличие сети транспортных коммуникаций и т.д.) и особенности товаров. В целях повышения эффективности поставок предприятия могут комбинировать транспортные средства (например, железнодорожный и автомобильный транспорт), ис­пользовать контейнерные перевозки — они наиболее удобны для транспортировки товаров, особенно для комбинированной.

Решения по основным функциям товародвижения должны при­ниматься в комплексе и предусматривать возможность поиска ком­промиссных вариантов его организации. Такой подход способствует минимизации общих затрат на товародвижение при обеспечении необходимого уровня обслуживания потребителей.


Таблица 8.2