Базовые стратегии развития предприятия

1. РОСТ (НАСТУПАТЕЛЬНАЯ). Критерии:объем продаж, доход, доля на рынке, скорость роста. Стратегические альтернативы:интенсификация рынка (проникновение на рынок, развитие рынка, географическая экспансия), диверсификация (вертикальная, горизонтальная, побочная), межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность.

2. СТАБИЛИЗАЦИЯ (НАСТУПАТЕЛЬНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ). Критерии:доход на продажи, доход на активы, доход на акции, скорость оживления. Стратегические альтернативы:экономия, ревизия затрат, консолидация, оживление; сдвиги (уменьшение потерь, восстановление дохода, финансовая зрелость); стабилизация (селективность, балансирование на рынках, финансовая экономия).

3. ВЫЖИВАНИЕ (ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ). Критерии:критическая аттестация (оценка) продукта и рынка, финансового состояния, управления. Стратегические альтернативы:перестройка системы управления, финансовая перестройка, перестройка маркетинга.

Пример: компания производит канцелярщину- сегментом выбрала компании с численностью персонала до 50 тыс. человек. За счет акцента на каких элементах отраслевой цепочки создания ценности компания будет создавать максимальную ценность для клиента? Компания решила создать цепь небольших магазинов, торгующих товарами, необходимых для осуществления деятельности небольшой компании (офисная мебель, канцелярия) и оказание сопутствующего сервиса.

Основные типы стратегий:

Концентрированного роста Интегрированного роста Диверсифицированного роста Отрицательного роста
Захват рынка Горизонтальная Концентрическая Сокращение
Развитие рынка Вертикальная Конгломератная Отторжение
Развитие продукта   Горизонтальная Ликвидация

 

Горизонтальная интеграция - это процесс экстенсивного роста фирмы на неизменном иерархическом уровне экономики.

Вертикальная интеграция – это переход от приобретения продукции своего поставщика к приобретению самого поставщика.

Диверсификация-Объединение в рамках одной компании несвязанных бизнесов – в крайних выражениях, создание конгломератов;

Стратегии диверсифицированного роста:

Стратегии, базирующиеся на преимуществах комбинирования(стратегии диверсифицированного роста) Нет возможности расширения со старым продуктом (новый продукт )
Стратегии концентрической диверсификации Возможности производства нового продукта в существующем бизнесе (сильные стороны функционирования организации – техника, технология, кадры и т.п.)- новый продукт/ ниша на новый рынок
Стратегия горизонтальной диверсификации Возможности производства нового, сопутствующего основному, продукта, технологически не связанного с ним, но использующим освоенный рынок, область поставок, торговую сеть
Стратегия конгломератной диверсификации Новый, технологически несвязанный с основным продукт на новый рынок - новые бизнесы, инвестиционная компания

 

Стратегии сокращения

Стратегии целенаправленного сокращения Перегруппировка сил, спады и кардинальные изменения в экономике
Стратегия ликвидации Дальше не целесообразно вести бизнес
Стратегия «сбора урожая» Сокращение затрат на развитие до минимума, отказ от долгосрочного развития в пользу сегодняшнего момента
Стратегия сокращения размеров Закрытие или продажа нескольких своих подразделений с целью долгосрочного изменения границ бизнеса или ожидания лучших времен
Стратегия сокращения расходов Поиск возможностей сокращения нерациональных затрат

 

 

За и Против:

 

Стратегия «ЗА» «ПРОТИВ»
Продажа бизнеса «Сейчас – самое лучшее время для продажи бизнеса» «Мы еще повоюем»
Повышение эффективности Рост был слишком быстрым, надо навести порядок в компании Занимаясь эффективностью, можно потерять место на рынке
Связанная диверсификация Есть интересные смежные ниши Высоки риски потерять концентрацию, распы-лить ресурсы
Географ. экспансия В регионах спрос растет быстрее, рынки менее конкурентные Рискованно, интереснее осваивать другие ниши в Минске
Слияния и поглощения Так быстрее выйти на регион. Рынки, можно устранить конкурента Высокие риски несовместимости культур, неэффективного объединения
Несвязанная диверсификация На традиц. рынке расти некуда; нельзя складывать яйца в одну корзину Высокий риск неудачи на незнакомом рынке