Этап 4. Сопоставление единичных показателей оцениваемого и ба­зового товаров.

Этап 3. Формирование группы аналогов и выбор базового товара для сравнения.

Включаемые в группу аналогов товары должны характеризо­ваться одинаковыми значениями классификационных показателей и иметь принадлежность к одному и тому же сегменту рынка. Из группы аналогов выбирается базовый товар для сравнения (напри­мер, стабильно реализуемый на рынке в больших объемах или вы­бранный группой экспертов в качестве «эталона»).

На данном этапе, в первую очередь, осуществляется последова­тельное сравнение единичных сопоставительных показателей кон­курентоспособности оцениваемого и базового товаров. Значения оценок единичных показателей конкурентоспособности определя­ются по формуле

где q, — значение оценки /-го сопоставительного показателя конкурен­тоспособности; Р, — значение г-го сопоставительного показателя оце­ниваемого товара; Рй — значение <-го показателя базового товара.


где /с п — групповой индекс конкурентоспособности по сопостави­тельным показателям; qtзначение оценки г-го сопоставительного

Для получения на базе единичных группового индекса, характе­ризующего соответствие товара потребности, необходимо их объе­динить с учетом значимости каждого единичного сопоставительного показателя:


показателя конкурентоспособности; а, — коэффициент весомости 1-го сопоставительного показателя конкурентоспособности; п — число еди­ничных сопоставительных показателей, принимаемых во внимание при оценке.

Полученный в результате индекс /с п дает возможность ответить на вопрос, способен ли данный товар (и в какой степени) удовле­творить существующую потребность. Однако он оставляет в стороне еще один важнейший аспект конкурентоспособности — уровень за­трат, при котором потребитель остановит свой выбор на данном то­варе. Необходимость получения ответа на этот вопрос переносит исследование в область анализа экономических показателей.

Для нахождения группового индекса конкурентоспособности по экономическим показателям необходимо сравнить цены потребле­ния оцениваемого и базового товаров:

где /эп — групповой индекс конкурентоспособности по экономиче­ским показателям; С — цена потребления оцениваемого товара; Сб — цена потребления базового товара.