Наблюдение

Наблюдение— метод сбора первичной маркетинговой информа­ции, регистарции определенных процессов, событий, ситуаций, действий и поступков людей. Это процесс, который служит опреде­ленной исследовательской цели; проходит планомерно и система­тически; предназначен не только для сбора интересных фактов, но и для выработки обобщающих суждений; позволяет постоянно кон­тролировать надежность и точность результатов.

По сравнению с опросом преимущества метода таковы:

» простота и низкие затраты на реализацию;

» независимость от готовности объекта к сотрудничеству и его способности к словесному выражению сути дела;

» возможность обеспечить более высокую объективность;

» возможность фиксирования проявлений неосознанного поведе­ния (как, например, выбор товара на полках магазина);

* естественность обстановки исследования.
Недостатки наблюдения по сравнению с опросом:

» трудно обеспечить репрезентативность (например, можно на­блюдать только посетителей офиса предприятия); » субъективность восприятия наблюдателя;

* не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей,
их интересы и факторы, определяющие поведение;


« невозможность однозначного объяснения поведения объекта наблюдения;

* поведение объектов может отличаться от естественного, если
наблюдение ведется открытым способом (эффект наблюдения)

В практике маркетинга используются различные формы наблюде­ния, которые можно классифицировать по следующим признакам:

» характер окружающей обстановки — наблюдение может быть полевым (в естественной обстановке) и лабораторным (в искусствен­но созданной ситуации). Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения, зато вторая позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и использо­вать технические средства;

» способ осуществления — наблюдение может быть скрытым (не­посредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине) и открытым (предполагающим, что люди знают, что за ними наблюдают);

* степень стандартизации — различают стандартизированное и сво­
бодное
наблюдение. Стандартизация подразумевает здесь задание оп­
ределенных категорий поведения, схем поступков. При проведении
стандартного наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он
будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения не
принимаются во внимание. В процессе же свободного наблюдения
исследователь фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения;

* форма восприятия объекта — выделяют персональное наблюдение
(осуществляется непосредственно наблюдателем) и неперсональное
(осуществляется с помощью приборов или путем регистрации по­
следствий поведения);

» место наблюдающего — различают наблюдение с непосредствен­ным участием исследователя (включенное наблюдение) и наблюдение со стороны.

Наблюдение проводится в соответствии с заранее разработан­ным планом, где указывается место, время, объект наблюдения, способы установления его характеристик, фиксирования результа­тов и др.

Для успешного проведения наблюдений требуется выполнение определенных условий. Во-первых, наблюдения должны осуществ­ляться в относительно короткий промежуток времени. Во-вторых, интересующие процессы и явления должны быть доступны для на­блюдения. В-третьих, метод следует использовать для изучения только такого поведения, в основе которого не лежит часто повто­ряющаяся, систематическая деятельность.


В большинстве случаев наблюдение используется совместно с другими методами. Полученные таким образом данные дополня­ют и контролируют друг друга. В ряде случаев наблюдение является единственным способом получения необходимой информации. С помощью наблюдения, например, можно выяснить:

» насколько предложения тех или иных экспонентов интересны для определенных групп посетителей выставок и ярмарок;

» какой стенд или экспозиция на выставке привлекают наиболь­шее внимание;

# как долго задерживаются пешеходы у того или иного рекламно­го щита;

» как ведет себя покупатель при выборе товара и принятии реше­ния о покупке;

« какие характеристики предлагаемых товаров наиболее важны для покупателя и т.д.

Широкое применение получило наблюдение для изучения про­цесса покупки товаров. Для этого часто используются скрытые ви­деокамеры, которые фиксируют действия покупателей во время их нахождения в торговом зале магазина.

Наблюдение является весьма трудоемким методом получения информации. Трудности проведения наблюдений подразделяются на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объектив­ные (не зависящие от наблюдателя).

К субъективным трудностям можно отнести:

» возможность толкования исследователем поведения и действий других людей с точки зрения собственного «Я», своей системы цен­ностей;

» неизбежность влияния имеющегося у исследователя прошлого опыта на интерпретацию результатов наблюдения.

Объективные трудности определяются главным образом огра­ниченностью времени наблюдения: оно не может превышать време­ни совершения события. Кроме того, далеко не все представляющие интерес факторы поддаются непосредственному наблюдению.