Особенности уголовного судопроизводства по делам с участием иностранных граждан

В ст. 33 УПК установлено принципиальное положение: судопроизводство по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории Российской Федерации в общем порядке.

Среди иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, особо выделяются лица, пользующиеся иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации. Перечень этих лиц определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года. В частности, к ним относятся:

1) работники дипломатических представительств:

а) глава дипломатического представительства;

6) члены дипломатического персонала представительства;

в) члены семей главы и сотрудников дипломатического представительства, если они проживают совместно с указанными лицами и не являются гражданами России;

г) сотрудники административно-технического персонала, дипломатического персонала и члены их семей, если они не являются российскими гражданами или не проживают в России постоянно (на основе принципа взаимности);

д) сотрудники, обслуживающий персонал дипломатического представительства, не являющиеся российскими гражданами или не проживающие в России постоянно (на основе принципа взаимности в отношении преступлений, совершенных при исполнении служебных функций);

2) сотрудники консульского представительства, если их преступления связаны со служебной деятельностью, за исключением случаев совершения тяжкого преступления;

3) иные иностранные граждане:

а) представители иностранных государств, приезжающие для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях, совещаниях или с другими официальными поручениями;

б) члены семей, сопровождающие указанных выше лиц;

4) иностранные граждане, вызванные в Россию в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов. Эти лица утрачивают иммунитет, если не покинут пределы России в течение определенного международным договором срока после того, как отпала необходимость в их пребывании;

5) священнослужители католических государств, получившие дипломатический ранг.

Право иммунитета от уголовной ответственности не является пожизненным. Государство может лишить лицо этого иммунитета и дать согласие на привлечение его к уголовной ответственности, которое получают по дипломатическим каналам.

В настоящее время категории иностранных граждан, обладающих привилегиями и иммунитетами, указаны в различных актах, среди которых основное место занимает Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (1966 год).

В правовой литературе различают:

1) дипломатические иммунитеты и привилегии представительства. К ним относятся неприкосновенность помещений, средств передвижения, имущества, архивов, документов и официальной переписки; свобода сношений со своим правительством, консульскими представительствами своей страны и т. п. Резиденция, жилые и служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин пользуются иммунитетом от осмотров, обыска, выемки, изъятия и иных исполнительных мер; архивы, почта, переписка не подлежат вскрытию и задержанию.

Под помещениями представительства понимают здание или часть здания, используемые для целей дипломатического представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им, включая участок земли, в том числе двор, сад, если таковые имеются;

2) личные иммунитеты и привилегии. К ним наряду с иммунитетом от уголовной юрисдикции относят личную неприкосновенность, неприкосновенность частной резиденции и жилых помещений, свидетельский иммунитет. Представители дипломатических и консульских представительств не обязаны являться в следственные и судебные органы.

Наличие дипломатической неприкосновенности исключает обычный порядок судопроизводства. В соответствии со ст. 33 УПК в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел России.

Эти положения установлены в соответствии с международно-правовыми актами, в частности Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.

В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон устанавливает дополнительные гарантии. В частности, выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться не только по их просьбе или с согласия дипломатического представителя, но и в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел России (ст. 173 УПК). Следственная практика распространила это требование также на производство осмотра.

Иностранные граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом, несут равную с российскими гражданами уголовную ответственность, обладают равными с ними уголовно-процессуальными правами и несут равные обязанности (ст. 33 УПК).

Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями.

1. Особенности производства в стадии возбуждения уголовного дела. При обращении иностранных граждан с заявлением о подготавливаемом или совершенном против них преступлении или обнаружении их на месте преступления прежде всего следует удостовериться в их личности. Следователь, лицо, производящее дознание, и другие сотрудники правоохранительных органов обязаны лично проверить документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, и отразить сведения, содержащиеся в документах, в соответствующих материалах. Личная проверка документов позволяет:

1) разрешить вопрос о возможности участия иностранного гражданина в процессуальных действиях;

2) определить не только сроки и режим, но и законность пребывания иностранного гражданина в России;

3) избежать ошибок в написании установочных и иных данных.

При этом следует иметь в виду, что документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является заграничный паспорт, который подразделяется на три вида: дипломатический, служебный и национальный (их называют еще общегражданскими). В них должна быть представлена въездная, выездная или транзитная виза. Иногда иностранным гражданам выдается специальный документ — въездная-выездная виза.

В подтверждение наличия дипломатического иммунитета иностранный гражданин должен предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую протокольным отделом Министерства иностранных дел РФ.

При необходимости уточнения каких-либо сведений об иностранном гражданине, получения каких-либо консультаций и т. п. должностным лицам органов внутренних дел категорически запрещено непосредственное обращение в любой форме в представительство соответствующего иностранного государства.

Следователь и другие должностные лица, удостоверившись в личности иностранного гражданина, обязаны безотлагательно выяснить, на каком языке он будет делать заявления, давать разъяснения, объяснения и показания. Желание воспользоваться услугами переводчика или отказ от его услуг должны быть зафиксированы в документе первого процессуального действия, проведенного с участием иностранного гражданина. При необходимости безотлагательно принимаются меры к вызову переводчика, с тем чтобы процессуальные действия производились не только с участием иностранного гражданина, но и переводчика, в том числе и составление протокола заявления о преступлении (ст. 110 УПК).

При составлении протокола в порядке ст. 110 УПК иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом, об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК) не предупреждается.

При совершении преступления иностранным гражданином, обладающим дипломатическим иммунитетом, в стадии возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК).

2.Особенности производства в стадии досудебной подготовки материалов. Одной из особенностей в этой стадии являются действия, связанные с задержанием и заключением под стражу иностранных граждан.

Межведомственная Инструкция о порядке извещения дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан установила следующие правила.

1. Руководитель органа, осуществившего задержание или заключение под стражу иностранного гражданина, немедленно сообщает телеграфно в Генеральную прокуратуру РФ и в копии в МВД и ФСБ России. Кроме того, о задержании иностранного гражданина телеграфно сообщается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов органом, который произвел задержание, а о заключении под стражу — вышестоящему прокурору по отношению к прокурору, санкционировавшему это решение.

2. Проверка законности и обоснованности задержания и заключения под стражу незамедлительно осуществляется соответствующими прокурорами. О результатах проверки составляется подробное заключение, направляемое в Генеральную прокуратуру РФ. Жалоба на незаконность и необоснованность ареста проверяется судьей в порядке ст. 2202 УПК.

3. Извещения о задержании, заключении под стражу и лишении свободы Генеральная прокуратура РФ и Верховный Суд РФ немедленно направляют в Министерство иностранных дел РФ, которое доводит эту информацию до сведения соответствующих представительств.

4. Должностные лица представительств имеют право на незамедлительное посещение задержанного или заключенного под стражу гражданина, если иное не предусмотрено международным договором. В дальнейшем посещения осуществляются на периодической основе.

5. Решение о посещении иностранных граждан соответствующими должностными лицами представительств принимается Генеральной прокуратурой РФ или Верховным Судом РФ по согласованию с МВД РФ и ФСБ РФ. О принятом решении, а также о согласованных с МВД РФ и ФСБ РФ дате и месте посещения направляется уведомление в МИД РФ, которое информирует должностных лиц иностранных представительств. Кроме того, аналогичное уведомление направляется в прокуратуру государства иностранного гражданина.

6. Беседа должностных лиц представительств с иностранным гражданином происходит только в присутствии представителя органа, задержавшего или заключившего его под стражу, и переводчика либо представителя администрации места предварительного заключения и переводчика. При беседе вправе присутствовать прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов в учреждениях содержания задержанных и заключенных под стражу.

7. При попытках должностных лиц представительств нарушения разрешительного порядка посещения задержанных или заключенных под стражу иностранных граждан органы расследования обязаны:

§ письменные обращения должностных лиц незамедлительно направлять в МИД России с одновременным уведомлением об этом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ;

§ при наличии устных обращений разъяснить, что по данному вопросу необходимо обратиться в МИД РФ. О факте устного обращения незамедлительно сообщается в Генеральную прокуратуру РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и МИД РФ.

Изложенные правила распространяются на иностранных граждан, с которыми Россия заключила консульские конвенции, консульские договоры, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, соглашения, предусматривающие соответствующие обязанности Российской Федерации.

Другая особенность заключается в том, что при составлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого иностранного гражданина и обвинительного заключения размер причиненного им материального ущерба указывается одновременно в денежных знаках России и иностранного государства.

Одна из важных особенностей производства по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, состоит в том, что задержанные, заключенные под стражу или приговоренные к лишению свободы лица содержатся отдельно от российских граждан. Кроме того, передвижение иностранных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, без конвоя не допускается.

К важной особенности предварительного производства относится специфика прекращения уголовного дела в отношении иностранных граждан. Уголовные дела обычно прекращаются либо за отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК), либо в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК) при выезде лица за пределы территории России.

При участии иностранного гражданина в уголовном процессе в качестве потерпевшего и заявлении им гражданского иска органы, осуществляющие досудебную подготовку материалов, должны иметь в виду, что вопросы, связанные с предметом иска, регулируются нормами не только гражданского права России, но и соответствующей отрасли права иностранного государства.

Важной особенностью досудебной подготовки материалов является особый порядок сношения с учреждениями и должностными лицами иностранных государств.

Эти вопросы регулируются:

§ Конституцией РФ (ст. 15, 61-63);

§ Европейской конвенцией о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 года) с дополнительными протоколами;

§ Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 года) с дополнительным протоколом;

§ Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами — членами СНГ (Минск, 22 января 1993 года), с дополнительным протоколом; двусторонними договорами СССР или России с иностранными государствами;

§ ст. 13 УК;

§ ст. 32 УПК.

В соответствии со ст. 32 УПК порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с судебными и следственными органами иностранных государств, а равно порядок выполнения поручений последних определяется законодательством Союза ССР и Российской Федерации и международными договорами, заключенными СССР и РФ с соответствующими государствами.

К сожалению, Россия не имеет систематизированного законодательства по вопросам международного взаимодействия по уголовным делам. Поэтому более подробно эти вопросы регулируются различными ведомственными нормативными актами.

По общему правилу при оказании правовой помощи сносятся:

§ Верховный Суд РФ — по вопросам его судебной деятельности;

§ Минюст РФ — по вопросам, связанным с работой других судов;

§ МВД, ФСБ, ФСНП РФ — в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с производством расследования по делам их компетенции;

§ Генеральная прокуратура РФ — в остальных случаях производства расследования.

Запросы о правовой помощи в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам и органам прокуратуры России. При этом копия поручения (запроса) одновременно передается в соответствующий центральный орган.

Запросы о предоставлении выписок из судебных материалов и сведений о них направляются в Минюст или Генеральную прокуратуру РФ.

Взаимодействие российских органов расследования и суда с международными уголовными судами осуществляется через Минюст РФ по дипломатическим каналам МИД России.

Взаимодействие по вопросам проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании запросов международных правоохранительных организаций (прежде всего Интерпола) и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами через национальное центральное бюро Интерпола в структуре МВД России.

В запросе (поручении, ходатайстве) об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается помощь;

г) имена и фамилии указанных в запросе лиц, их постоянное местожительство или местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения; для юридических лиц — их наименование и местонахождение;

д) при наличии у указанных в запросе лиц представителей — их имена, фамилии и адреса;

е) описание и квалификация преступления, в связи с которым направляется запрос (с приложением копии текста законоположений), а также данные о размере ущерба, если он был причинен деянием;

ж) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, перечень требуемых материалов, другие сведения, необходимые для исполнения запроса. В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Запрос должен быть подписан и надлежащим образом удостоверен.

В качестве общего правила в исполнении запроса отказывается, если его выполнение могло бы нанести ущерб суверенитету, безопасности и другим существенным интересам запрашиваемого государства или противоречит основам его законодательства либо международным обязательствам.

При необходимости вручить документы лицам, проживающим за пределами России, прокурор либо начальник органа МВД, ФСБ или ФСНП России направляет в Генеральную прокуратуру РФ ходатайство, к которому прилагается подлежащий вручению документ. При возможности к ходатайству следует также приложить официальный перевод документа, подлежащего вручению, заверенный переводчиком или учреждением, направляющим запрос. Генеральная прокуратура РФ в этом случае действует по дипломатическим каналам. Вручение документов находящимся за рубежом гражданам России может быть осуществлено через дипломатические представительства или консульские учреждения РФ.

В некоторых международных договорах предусматривается временная передача лица, находящегося под стражей, на территорию запрашивающего государства для участия в следственных действиях при условии, что оно будет возвращено в сроки, указанные запрашиваемой стороной. В такой передаче может быть отказано, если:

а) лицо, заключенное под стражу, не дает согласия на передачу;

б) присутствие этого лица необходимо для уголовного судопроизводства на территории запрашиваемого государства;

в) передача лица может продлить содержание его под стражей;

г) присутствуют другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающей стороны.

Запрос о временной передаче лица, содержащегося под стражей в России, должен содержать следующие сведения:

а) имя и фамилию лица и по возможности местосодержания его под стражей;

б) краткое описание фактических обстоятельств преступления;

в) обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной ставке;

г) время нахождения лица на территории запрашиваемого государства.

3.Особенности судебного разбирательства с участием иностранных граждан. Судебное разбирательство с участием иностранных граждан осуществляется по общим правилам с учетом рассмотренных выше особенностей, связанных с заключением подсудимого под стражу, осуждением его к лишению свободы, посещением этих лиц должностными лицами представительств, особым порядком сношения с органами и учреждениями иностранного государства.