Прованс.

Испания.

Сантьяго де Компостела, 1078 - 1120. План.

Сантьяго де Компостела, 1078 - 1120. Фасад.

Сантьяго де Компостела, 1078 - 1120. Интерьер.

Серебрянный портал.

Серебрянный портал.

Серебрянный портал.

Серебрянный портал.

Достаточно условный и схематичный. По стилистике близок к Тулузе и Муассаку.

Портик Славы, 1168 - 1188.

Портик Славы, 1168 - 1188.

Мастер Матео. Округлость скульптуры. Это уже путь к готике. Натурализм фигур. Улыбающийся молодой пророк Даниил - смягченность пластики.

Кон. Х1 - нач. 12 вв. Нотр Дам ла Гранд в Пуатье. Западный фасад.

Иллюстрируется история человечества начиная с грехопадения. Фасад как ящик для скульптуры. Использование колонок и арочек. Включение элементов классической архитектуры, но трактуются неклассично.

Юг Франции. Сильное наследие древнеримского искусства. В романике происходит локальное «возрождение». Использование как элементов классической архитектуры, так и в пропорциях и общей трактовке.

Сен Трофим в Арле, сер. 12 в. Общий вид.

Сен Трофим в Арле. Портал.

Сен Трофим в Арле. Тимпан. Христос во славе.

Несмотря на классические членения перенасыщенность скульптурным декором.

Сен Жиль дю Гар в Арле, посл. треть 12 в. Общий вид.

.

Сложная программа - три тимпана. В центре - Христос во славе. По бокам - Богоматерь с младенцем и Распятие. Объемность, мягкость.