Процессуальный порядок производства в протокольной форме

 

В ст. 414 УПК содержится исчерпывающий перечень 40 составов преступлений, обстоятельства совершения которых устанавливаются в протокольной форме досудебной подготовки материалов.

Законодатель установил принципиальное правило: порядок производства по уголовным делам об этих преступлениях определяется общими правилами за изъятиями, установленными статьями гл. 34 УПК. Следовательно, нормы этой главы являются специальными, которые применяются вместо общих правил. В то же время общие правила (нормы, регулирующие возбуждение уголовного дела, предварительное расследование) применяются при определении подследственности, предмета и пределов доказывания, способов доказывания, действия законов в пространстве, во времени, по лицам, содержания отдельных документов и других вопросов.

Специфика протокольного производства свидетельствует о том, что оно осуществляется лишь поочевидным преступлениям, то есть тогда, когда известна личность правонарушителя и для установления фактических обстоятельств преступного деяния не требуется проведения следственных действий по собиранию доказательств и применения мер уголовно-процессуального принуждения.

В качестве поводов к началу производства в протокольной форме может выступать любой источник получения информации о совершенном преступлении, предусмотренный ст. 108 УПК.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки очевидного преступления, обстоятельства которого могут быть установлены в протокольной форме, начальник органа дознания возбуждает протокольное производство. Роль процессуального документа, разрешающего производство в протокольной форме и фиксирующего его начальный момент, играет письменное указание о проведении досудебной подготовки материалов и поручение ее проведения соответствующему должностному лицу. Чаще всего такую подготовку материалов осуществляют штатные инспекторы отделов (отделений) дознания, участковые инспекторы, сотрудники ГИБДД, оперуполномоченные уголовного розыска и другие сотрудники органов дознания.

При возбуждении производства начальник органа дознания должен убедиться в отсутствии обстоятельств, перечисленных в ст. 5 УПК.

При выяснении данных о личности правонарушителя следует руководствоваться ст. 68 и 151 УПК. В частности, необходимо установить фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий или должность, место жительства, прежнюю судимость и другие сведения, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Определение обстоятельств, подлежащих установлению при протокольном производстве, осуществляется на основе положений ст. 68 УПК.

В соответствии со ст. 415 УПК установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания, производится с помощью проверочных действий:

1) истребования документов и иных материалов;

2) получения объяснений от правонарушителя, очевидцев и других лиц.

Обязательному истребованию подлежат:

а) справка о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя;

б) характеристика с места его работы или учебы;

в) документы, необходимые для решения вопроса о применении к нему принудительного лечения от алкоголизма или наркомании;

г) другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде.

Объяснения участников протокольного производства должны содержать:

§ время и место получения объяснений;

§ данные о должностном лице, получившем объяснения;

§ установочные данные о лице, давшем объяснение;

§ фактические обстоятельства совершения преступления;

§ фактические данные, подтверждающие обстоятельства совершения преступления и виновность правонарушителя.

Объяснения подписываются лицами, их давшими, и должностными лицами, получившими объяснения. Лица, дающие объяснения, не предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний (ст. 307, 308 УК), поскольку получение объяснений не является допросом, то есть следственным действием. Тем не менее лицам, дающим объяснения, следует обязательно разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ, установившей, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Об этом делается отметка в тексте объяснения, удостоверяемая подписью лица, дающего объяснение.

Обстоятельства совершения преступления запрещается устанавливать с помощью следственных действий. Исключением из этого правила является проведение осмотра места происшествия (ст. 178 УПК). Обнаружение при осмотре места происшествия каких-либо объектов служит основанием к их изъятию. Предметы и документы могут быть также представлены предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами.

При протокольной форме досудебной подготовки материалов не допускается также применение мер уголовно-процессуального принуждения (задержания, применения мер пресечения и т. д.). Для обеспечения поступательного движения протокольного производства у правонарушителя отбирается обязательство о явке по вызовам органа дознания и суда и сообщении им о перемене места жительства. При этом ему следует обязательно разъяснить последствия нарушения этого обязательства в виде возбуждения уголовного дела и применения к нему меры пресечения.

Производство в протокольной форме должно быть закончено в 10-суточный срок. Этот срок исчисляется по общим правилам (ст. 103 УПК).

При неочевидности преступления, невозможности установления личности правонарушителя или отрицании им своей виновности, необходимости производства следственных действий для собирания доказательств или применения мер уголовно-процессуального принуждения орган дознания должен возбудить уголовное дело и провести расследование.

По результатам протокольного производства составляется итоговый протокол, содержание которого должно быть ориентировано на основные требования ст. 205 УПК.

В протоколе об обстоятельствах совершения преступления указываются:

а) время и место его составления;

б) кем составлен протокол;

в) данные о личности правонарушителя;

г) место, время, способ и иные обстоятельства совершенного преступления;

д) его мотивы и последствия;

е) фактические данные, подтверждающие наличие преступления и виновность правонарушителя;

ж) уголовно-правовая квалификация преступления;

з) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему ущерба.

К протоколу приобщаются все материалы, собранные в ходе досудебной подготовки материалов:

§ объяснения правонарушителя, очевидцев и других лиц;

§ характеристика правонарушителя с места работы, учебы или жительства;

§ обязательство правонарушителя являться по вызовам органа дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства;

§ ответ на запрос о наличии или отсутствии судимостей у правонарушителя;

§ документы, необходимые для решения вопроса о применении к нему принудительного лечения от алкоголизма или наркомании.

К протоколу также прилагается список лиц, подлежащих вызову в суд. В этом списке должны быть изложены фамилии, имена, отчества вызываемых лиц, адреса места жительства и телефоны для связи, ссылки на листы материалов, где находятся данные ими объяснения.

Протокол со всеми материалами протокольного производства представляется на рассмотрение начальнику органа дознания.

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 5 УПК), начальник органа дознания от своего имени должен составить мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, при наличии достаточных оснований возбуждает уголовное дело (кроме дел о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК) и формулирует обвинение с указанием статьи уголовного закона, предусматривающей данное преступление, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Таким образом, отдельные постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого не составляются.

Лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, разъясняются сущность обвинения и его право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, иметь защитника, заявлять ходатайства, обжаловать действия органа дознания. О выполнении этих действий делается соответствующая отметка в протоколе, копия которого вручается данному лицу. После этого уголовное дело направляется прокурору.

По поступившему уголовному делу прокурор в срок, не превышающий 3 суток, изучает представленные материалы, руководствуясь ст. 213 УПК, за изъятиями, установленными ст. 415 УПК, и принимает соответствующее решение.

При поступлении уголовного дела от органа дознания прокурор проверяет:

1) имело ли место деяние, вменяемое правонарушителю, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение уголовного дела;

3) произведено ли протокольное производство всесторонне, полно и объективно;

4) обосновано ли обвинение имеющимися в деле фактическими данными;

5) выявлены ли соучастники преступления;

6) правильно ли квалифицировано преступление;

7) приняты ли меры обеспечения гражданского иска;

8) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

9) составлен ли протокол в соответствии с требованиями ст. 415 УПК;

10) соблюдены ли права участников протокольного производства.

В зависимости от результатов изучения уголовного дела прокурор принимает одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела в суд;

2) о направлении уголовного дела для производства дознания или предварительного следствия;

3) о прекращении уголовного дела.

Протокольная форма досудебной подготовки материалов в ряде случаев может быть заменена дознанием или предварительным следствием, а в отношении некоторых категорий граждан она вообще не допускается.

В соответствии со ст. 416 УПК дознание по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, производится органами дознания в следующих случаях:

1) при возбуждении начальником органа дознания уголовного дела, если в 10-суточный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;

2) при возвращении судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;

3) при возвращении прокурором уголовного дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании.

Таким образом, дознание может быть произведено по инициативе начальника органа дознания, прокурора или суда.

При производстве дознания по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 У ПК, применяются общие правила, предусмотренные ст. 120 УПК. Исключением из этих правил является лишь срок производства дознания. В случаях, предусмотренных ст. 416 УПК, дознание должно быть закончено не позднее чем в 20-суточный срок соответственно со дня возбуждения уголовного дела или его возвращения в орган дознания прокурором или судом. Этот срок может быть продлен по общим правилам (ст. 121, 133 УПК).

В процессе осуществления дознания лица, давшие ранее объяснения, должны быть допрошены в соответствующем качестве (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

При совершении преступлений, указанных в ст. 414 УПК, несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, протокольная форма не применяется (ст. 417 УПК). В отношении этих лиц возбуждается уголовное дело и производится предварительное следствие в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 126 УПК. Оно осуществляется по общим правилам уголовного судопроизводства.

Поступившие в суд уголовные дела о преступлениях, обстоятельства которых установлены в рамках протокольного производства, назначаются к рассмотрению по общим правилам. Единственным исключением из них является требование закона не только назначить дело к слушанию, но и рассмотреть его не позднее чем в 14-суточный срок с момента поступления материалов дела в суд.

Кроме того, определенной спецификой обладают существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при протокольной форме досудебной подготовки материалов и являющиеся основанием к возвращению уголовного дела на дополнительное расследование.

Под такими нарушениями следует понимать:

§ проведение досудебной подготовки в протокольной форме в отношении преступлений, не предусмотренных ст. 414 УПК, а также в случаях, когда правонарушитель является несовершеннолетним либо в силу физических или психических недостатков не может осуществлять свое право на защиту;

§ материалы не предъявлялись правонарушителю для ознакомления;

§ орган дознания применил к правонарушителю меру пресечения;

§ в ходе досудебной подготовки материалов были проведены не предусмотренные законом следственные действия.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1985 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М.,2000. С.454.

 

В связи с изменением редакции ст. 415 УПК к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона также могут быть отнесены следующие:

§ в протоколе отсутствуют сведения о возбуждении уголовного дела и формулировке обвинения;

§ лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, не разъяснены сущность обвинения и его процессуальные права;

§ копия протокола не вручена лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

 

Дополнительная литература

 

1. Абдрахманов Р. С., Очередин В. Т. Протокольная форма досудебной подготовки материалов. Волгоград, 1986.

2. Басков В. И. Протокольная форма досудебной подготовки материалов. М.,1989.

3. Белозеров Ю. Н., Карнеева Л. М. Протокольная форма досудебной подготовки материалов органами дознания в советском уголовном процессе. М., 1987.

4. Белозеров Ю. Н., Рябоконь В. В. Протокольная форма досудебной подготовки материалов. М., 1986.

5. Вандышев В. В., Лиманский В. А. Протокольная форма досудебной подготовки материалов о преступлении. СПб., 1993.

6. Волынская О. В. Ускоренное производство в уголовном процессе. М., 1994.

7. Дьяченко В. И. Протокольная форма досудебной подготовки материалов. М.,1985.

8. Захарова Т. П., Тищенко И. Н. Досудебное производство в протокольной форме. Н. Новгород, 1991.

9. Ленский А. В. Досудебное (предварительное) производство в современном уголовном процессе России и его эффективность. Томск, 1998.

10. Цыганенко С. С. Ускоренное судопроизводство: преступление, не представляющее большой общественной опасности. Ростов-на-Дону, 1993.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Каким образом можно определить социально-правовую природу протокольного производства?

2. Какие обстоятельства указывают на социально-правовую природу протокольного производства?

3. Какие признаки указывают на самостоятельность досудебного производства в протокольной форме?

4. Каким образом определяется понятие протокольного производства?

5. Обстоятельства каких преступлений устанавливают в протокольной форме досудебной подготовки материалов?

6. Какое положение является принципиальным для определения порядка производства в протокольной форме?

7. Каким признаком должно обладать преступление, чтобы начальник органа дознания принял решение о протокольном производстве?

8. Как оформляется решение о возбуждении протокольного производства?

9. Кто вправе устанавливать производство в протокольной форме?

10. Каким образом определяется предмет доказывания по делам о преступлениях, обстоятельства которых устанавливаются в протокольной форме?

11. Какие персонографические данные о правонарушителе должны быть установлены?

12. Какие сведения о личности правонарушителя должны быть получены в процессе протокольного производства?

13. Какие способы собирания фактических данных допускаются уголовно-процессуальным законом?

14. Какие действия и решения не допускаются законом в протокольном производстве?

15. Каким образом обеспечивается поступательное движение протокольного производства?

16. В каких случаях информация о преступлениях, перечисленных в cт. 414 УПК, требует возбуждения уголовного дела?

17. Какой документ составляется по результатам установления обстоятельств преступления?

18. Какой нормой уголовно-процессуального законодательства следует руководствоваться при составлении протокола об обстоятельствах совершенного преступления?

19. Какие сведения должны быть отражены в итоговом протоколе?

20. Какие материалы представляются для рассмотрения начальнику органа дознания?

21. Какие решения вправе принять начальник органа дознания по результатам протокольного производства?

22. Каким образом оформляется отказ от возбуждения уголовного дела?

23. Каким образом оформляется возбуждение уголовного дела?

24. Какие действия должны последовать после возбуждения уголовного дела?

25. Какой документ и в какой момент вручается правонарушителю, обстоятельства преступления которого установлены в протокольной форме?

26. Какими нормами уголовно-процессуального законодательства руководствуется прокурор при поступлении к нему дела от органа дознания?

27. Какие обстоятельства должен проверить прокурор при поступлении к нему дела с протокольным производством?

28. Какие решения вправе принимать прокурор по делу с протокольным производством?

29. В каких случаях производится дознание по делам, обстоятельства которых были установлены протокольным производством?

30. Каковы особенности дознания после производства досудебной подготовки материалов в протокольной форме?

31. В каких случаях не допускается протокольное производство по преступлениям, перечисленным в ст. 414 УПК?

32. В каких случаях обязательно производство предварительного следствия?

33. По каким дравидам судья осуществляет назначение судебного заседаний (предание суду)?

34. Каковы специфические требования закона к назначению и производству судебного разбирательства по делам протокольной формы?

35. Какие нарушения уголовно-процессуального закона при протокольном производстве признаются существенными?

36. Какие последствия влечет за собой признание нарушений закона существенными?