Лекция 1. Общие методические рекомендации

 

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — специальная юридическая учебная дисциплина, являющаяся профилирующей в средних и высших учебных заведениях. Такое значение этой дисциплины определяется широким профилем подготовки специалистов в области юриспруденции. Автор по-прежнему придерживается позиции, в соответствии с которой юрист должен быть специалистом широкого профиля, специализация которого должна зависеть от его личных свойств и сложившихся жизненных обстоятельств.

Знание уголовного процесса в первую очередь необходимо студентам учебных заведений ведомств и министерств, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью или судебное разрешение уголовно-правовых споров. Выпускникам этих заведений приходится в повседневной деятельности самостоятельно принимать решения по сложным юридическим вопросам в условиях дефицита времени и информации, осуществлять следственные и судебные действия, порядок производства которых урегулирован законом, применять разнообразные меры процессуального принуждения. Однако выпускникам коммерческих вузов тоже не следует пренебрегать знанием уголовного процесса, так как только глубокое усвоение теории уголовного процесса, уголовно-процессуального законодательства и практики его применения — обязательное условие эффективности практической деятельности, правильного применения и строжайшего соблюдения уголовно-процессуального закона.

Уголовный процесс — одна из сложнейших учебных дисциплин. Трудности ее изучения обусловлены, на мой взгляд, следующими обстоятельствами.

Во-первых, как и все юридические дисциплины, уголовный процесс носит в определенной мере абстрактный характер, ибо законодательство, с одной стороны, регулирует общественные отношения, и прежде всего правоотношения, а с другой — широко использует оценочные категории, допускающие субъективное усмотрение.

Во-вторых, все темы учебного курса взаимосвязаны друг с другом, они составляют органичное единство, каждая из тем в отдельности и тем более в совокупности с другими обладает системностью и внутренней логикой. Поэтому нельзя изучать стадии уголовного процесса, не усвоив понятие стадий уголовного судопроизводства в целом; вряд ли есть смысл приступать к изучению стадии пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов, не поняв сущности и содержания судебного разбирательства в суде первой инстанции. Можно обоснованно утверждать, что при изучении норм Особенной части уголовно-процессуального права следует постоянно обращаться (или иметь в виду) к общим положениям, сформулированным в нормах Общей части соответствующего законодательства. Отсюда следует, что нужна постоянная и строгая последовательность в изучении предусмотренного программой учебного материала.

В-третьих, уголовный процесс — установленный уголовно-процессуальным законом определенный порядок принятия процессуальных решений и производства процессуальных действий. Этот порядок включает в себя условия, основания, последовательность и иные правила, четко урегулированные законом. Поэтому изучение уголовного процесса предполагает достаточно развитую память, ибо значительная часть учебного материала требует элементарного запоминания.

В связи с этим студентам рекомендуется заниматься изучением уголовного процесса регулярно, последовательно переходя от усвоения менее сложных к изучению более сложных тем курса, от разрозненных представлений к системному пониманию всего курса уголовного судопроизводства.

При изучении уголовного процесса студентам следует устанавливать связь его содержания с ранее пройденным учебным материалом и обращаться к темам уже изученных дисциплин. Необходимо помнить о единстве правового пространства. И здесь особую помощь в изучении уголовного процесса могут оказать знания тем из теории государства и права, правоохранительных органов, гражданского процесса и других смежных дисциплин. Очевидно, что вопросы об уголовно-процессуальных отношениях, нормах уголовно-процессуального законодательства, науке уголовного процесса и некоторых других социально-правовых явлениях проще усвоить, если обратиться к общетеоретическим правовым концепциям, на основе которых рассматривается специфика соответствующих явлений в уголовном судопроизводстве.

В основе изучения уголовного процесса должна лежать соответствующая программа. Значение программы состоит в том, что она определяет объем знаний по учебной дисциплине, которым должен обладать каждый студент по завершении обучения. Она играет роль ориентира не только для студентов, но и для преподавателей. В частности, вопросы в экзаменационных билетах могут быть сформулированы лишь в рамках учебного материала, предусмотренного соответствующей программой.

Студентам необходимо присутствовать и активно трудиться на всех лекциях и других учебных занятиях по уголовному процессу, тщательно и добросовестно готовиться к каждому виду занятий, своевременно выполнять контрольные, курсовые и иные задания, установленные учебной программой и тематическим планом.

Студенты должны уяснить, что основной формой изучения любого материала является самостоятельная работа. Во главу угла самостоятельного изучения уголовного процесса следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников: текстов Конституции РФ, уголовно-процессуальных и иных законов, международных договоров. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в конкретном виде. Систематизированная следственная и судебная практика публикуется в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция» и в некоторых других.

Надлежащее изучение уголовного процесса невозможно без обращения к научной литературе. Особое значение в период реформирования уголовно-процессуального законодательства приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно реагируют на изменения в законодательстве. Однако их изучение должно базироваться на трудах известных российских процессуалистов XIX и XX вв. Студентам необходимо знать имена и труды Н. С. Алексеева, Л. Б. Алексеевой, В. П. Божьева, С. И. Викторского, Т. Н. Добровольской, А. М. Ларина, В. 3. Лукашевича, В. П. Нажимова, Н. Н. Полянского, В. М. Савицкого, М. С. Строговича, Я. И. Фойницкого, М. А. Чельцова-Бебутова, П. С. Элькинд и других известных процессуалистов. При изучении научных трудов студентам следует запоминать дискуссионные точки зрения и формировать собственное отношение к ним.

Студент, стремящийся сделать правоведение своей основной профессией, не может обойтись без собственной юридической библиотеки, которая должна постоянно пополняться. В библиотеке целесообразно иметь основные законодательные акты (УК РФ, УПК РСФСР, КоАП РСФСР, ГК РФ, ГПК РСФСР, АПК РФ, КЗоТ РСФСР),* некоторые монографии и учебные пособия, отдельные журналы и «Российскую газету», в которой публикуются официальные законодательные акты и иные нормативные правовые акты.

* Здесь и далее имеется в виду законодательство России, если иное не оговорено особо.

 

Изучение курса уголовного процесса завершается сдачей экзамена. Курсовой и (или) государственный экзамен является подведением итогов изучения теории уголовного процесса, уголовно-процессуального законодательства и уголовного процесса как системы правоотношений и деятельности органов расследования, прокурора и суда. Подготовка к экзаменам требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса. В задачи подготовки входит повторение пройденного материала с учетом изменений в уголовно-процессуальном законодательстве и углубление знаний путем интеграции изученного материала Общей и Особенной частей уголовно-процессуального права.

В период подготовки к экзамену студентам необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по уголовному процессу, так и по другим смежным учебным дисциплинам (прежде всего по уголовному праву, судоустройству и правоохранительным органам и т. д.).

О достаточной степени готовности к экзамену обычно свидетельствуют:

а) свободное владение уголовно-процессуальной терминологией;

6) наличие системного представления о сущности и содержании уголовного судопроизводства;

в) знание известных российских процессуалистов и их основных работ;

г) ориентация в принципиальных дискуссионных точках зрения уголовно-процессуальной теории.

Экзамены студенты сдают, как правило, по билетам. Ответы на вопросы билетов должны быть ясными, логичными и предельно конкретными. При ответе следует широко использовать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, делая ссылку на их авторов. Студенты должны показать на экзамене умения и навыки применения конкретных уголовно-процессуальных норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим необходимо заранее продумать и привести при ответе один-два примера из собственной практики, практики коллег или из литературных и других источников, а также быть психологически готовыми к разрешению ситуации, предложенной на экзамене преподавателем.

Многолетний опыт приема экзаменов по уголовному процессу показывает, что студенты и слушатели достаточно слабо усваивают, к сожалению, значительный круг вопросов, относящихся к Общей части уголовно-процессуального права. К ним можно отнести, в частности, следующие вопросы:

1) понятие стадий уголовного процесса и общая характеристика их системы;

2) понятие основных уголовно-процессуальных явлений (уголовно-процессуальной формы, гарантий, правоотношений и т. п.);

3) понятие гражданского иска в уголовном судопроизводстве и его сторон;

4) понятие доказательств и их классификация;

5) характеристика отдельных видов доказательств;

6) сущность, принципы и правила оценки доказательств;

7) применение мер пресечения к подозреваемому, обвиняемому, порядок их обжалования и порядок рассмотрения жалоб на незаконность и обоснованность применения заключения под стражу или продления срока содержания под стражей;

8) формы окончания предварительного расследования.

В Особенной части уголовно-процессуального права студенты явно недостаточно усваивают темы, связанные с:

1) поводами и основаниями к возбуждению уголовного дела и обстоятельствами, указывающими на необходимость отказа от возбуждения дела или целесообразность прекращения дела;

2) формами и видами досудебного производства;

3) сроками расследования и содержания под стражей в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства;

4) сущностью следственных действий и порядком их осуществления;

5) сущностью и содержанием отдельных судебных стадий;

6) производством у мирового судьи и в порядке апелляции;

7) историческими формами уголовного судопроизводства.

Очевидно, что студентам необходимо обратить особое внимание на изучение перечисленных вопросов.

Настоящий курс лекций играет в подготовке студента вспомогательную роль. Он не может заменить собой первоисточники, к которым автор относит тексты законов, учебники и учебные пособия по курсу уголовного процесса, а также решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

 

Раздел I. Общие положения уголовно-процессуальной теории и законодательства