Сикхизм

Мусульманское завоевание Индии

Начало исламизации Индии определяется 1000 годом, походом в Индию султана Махмуда из Газни. Великий ученый и мыслитель Аль Бируни писал: «Индусы превратились как бы в песчинки, разметанные во все стороны, в древние сказания в устах людей». Завоеватели-тюрки ассимилировали чужую культуру, сохраняя положение правителей. Индианизируясь, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа.

Пришедшие в конце XII в. афганцы были близки индийцам по языку и культуре. Индия стала для них родиной, а Дели — столицей нового государства, Делийского Султаната. В Дели хлынули потоком переселенцы из Ирана и Средней Азии, спасавшиеся от монголов. Среди них были поэты, ремесленники, художники, ученые, что сделало Дели крупным центром исламской цивилизации: строились многочисленные дворцы, разбивались сады. К середине XIV в., во времена правления династии Туглаков, наблюдается высший расцвет цивилизации Султаната, разгромленного в 1398 г. Тимуром, тюрко-монголом по происхождению. Дели приходит в упадок, а по всей Индии возникают новые центры мусульманской культуры — Агра, Лакхнау, Хайдерабад и др. С XVI в. Индией правят Великие Моголы; родоначальником этой династии был правитель Кабула Бабур, выходец из Ферганы.

Тюрки по происхождению, моголы усвоили персидские традиции и образ жизни. Взаимодействие персидских и тюркских культур, перенесенных на индийскую почву, стало основой могольской цивилизации.

Индийское общество легко включало в свой культурный конгломерат новый клан или племенную общину, но отношения с мусульманскими общинами всегда были и остаются сложными. Обращение в ислам местного населения происходило на северо-западе, в городах Гангской долины, в некоторых южных районах, в среде крестьянства и купечества. Низшие классы видели и в исламе, и в индуизме выражение единой общей истины.

Индо-мусульмапское искусство — это новые формы классической музыки и танца, живописи, зодчества (жемчужиной индийской архитектуры является Тадж-Махал, приравненный к чудесам поэзии) и поэзии (на примере великого поэта Кабира, жившего в конце XV —начале XVI веков).

В начале XVII в., с упадком могольской империи, в Индии формируются реформаторские движения, одно из них — сикхизм — обрело статус самостоятельной религии. Сикхизм возник на севере, в Пенджабе, в XVI в., основатель его — Гуру Нанак. Сикхизм был основан на принципах всеобщего равенства, свободы от кастовых различий, призывал к объединению мусульман и индусов, проповедовал идеи добра и любви — все это сделало сикхизм очень популярным. Это вызвало репрессии со стороны исламских правителей. В ответ сикхи создали военную организацию — «кхальса», принципы которой остаются ядром сикхской общины до сегодняшнего дня. Община сикхов в современной Индии насчитывает около 6 млн человек, в основном в штате Пенджаб; она весьма влиятельна в экономическом и политическом отношении. Сикхи сохранили все свои древние атрибуты, известные как «5к» («кеш» — длинные волосы, «канга» — гребень, «кара» - браслет, «карпан» - кинжал, «качча» - особый род нижнего белья). Сикхи легко узнаваемы среди других жителей Индии.