Государственность в период Золотой Орды.
Нашествие татаро-монголов и его последствия для русских земель. В XIIIв.
Народам Руси пришлось вести борьбу с иноземными захватчиками. С востока на
Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские
земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей -
крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические
судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее
экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным
изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.
Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских
завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси,
разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к
падению городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому
сокращению населения страны, особенно городского.
Ордынскими ханами была создана целая система ограблений завоеванной страны
путем регулярной дани. 14 различных видов дани и тягостей истощали экономику
Руси, мешали ей оправиться после разорения. А. И. Герцен писал: "Именно в это
злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе"'.
Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние
торговые и культурные связи Руси с соседними странами. Русь была отрезана от
Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть
Литвы попали западнорусские города (Смоленск, Полоцк), и Руси пришлось потом
вести длительную борьбу за их возвращение.
Отрицательные последствия монголо-татарского завоевания сказывались в течение
нескольких столетий.
Орда и государственность Руси. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды
выражалась прежде всего в тяжелой дани, которую русский народ вынужден был
платить завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и
готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность,
монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды. В
отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия, и Северного
Причерноморья, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила
свою государственность.
Оставив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за
их вассальной верностью и деятельностью посылаемых в русские земли своих
специальных представителей - баскаков. По их доносам "провинившихся" в чем-
либо князей вызывали в Орду или же посылали на Русские земли карательную
рать.
Ханы Золотой Орды всячески способствовали феодальному дроблению русских
земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления
отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными
Орде князьями.
Превратив выдачу ярлыков на княжение в объект соперничества и торга между
князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно нарушали
сложившийся порядок наследования "столов" и вмешивались в княжеские усобицы.
Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам из Самарканда и
Бухары ("бесерменам"), которые облагали население дополнительными
произвольными поборами, кабалили крестьян и горожан ростовщическими путами и
продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих
рынках.
В конце XIII в. под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани
ордынцы передают русским князьям. Затем из русских городов были отозваны
баскаки, что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно
вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.
Орда и русская церковь. Кроме того, монголо-татары старались открыто не
посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на их церковь
православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы
к любой вере, и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных
обрядов. Не без основания ордынцы нередко русское духовенство считали своим
союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а
папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период
ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою
очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей
церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось
от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с
чьей бы то ни было стороны.
Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Орды. Там их встречали
с почетом и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали самих.
Поводом к этим путешествиям бывало, как правило, получение ярлыка на
утверждение в должности. Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться
того, чтобы она оказала давление на князей в интересах церкви. Как правило, в
спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо
церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно
сносить их ярмо и покорно платить любую дань и пошлины.