Государственность в период Золотой Орды.

 

Нашествие татаро-монголов и его последствия для русских земель. В XIIIв.

Народам Руси пришлось вести борьбу с иноземными захватчиками. С востока на

Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские

земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей -

крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические

судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее

экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным

изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.

Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских

завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси,

разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к

падению городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому

сокращению населения страны, особенно городского.

Ордынскими ханами была создана целая система ограблений завоеванной страны

путем регулярной дани. 14 различных видов дани и тягостей истощали экономику

Руси, мешали ей оправиться после разорения. А. И. Герцен писал: "Именно в это

злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе"'.

Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние

торговые и культурные связи Руси с соседними странами. Русь была отрезана от

Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть

Литвы попали западнорусские города (Смоленск, Полоцк), и Руси пришлось потом

вести длительную борьбу за их возвращение.

Отрицательные последствия монголо-татарского завоевания сказывались в течение

нескольких столетий.

Орда и государственность Руси. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды

выражалась прежде всего в тяжелой дани, которую русский народ вынужден был

платить завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и

готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность,

монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды. В

отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия, и Северного

Причерноморья, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила

свою государственность.

Оставив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за

их вассальной верностью и деятельностью посылаемых в русские земли своих

специальных представителей - баскаков. По их доносам "провинившихся" в чем-

либо князей вызывали в Орду или же посылали на Русские земли карательную

рать.

Ханы Золотой Орды всячески способствовали феодальному дроблению русских

земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления

отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными

Орде князьями.

Превратив выдачу ярлыков на княжение в объект соперничества и торга между

князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно нарушали

сложившийся порядок наследования "столов" и вмешивались в княжеские усобицы.

Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам из Самарканда и

Бухары ("бесерменам"), которые облагали население дополнительными

произвольными поборами, кабалили крестьян и горожан ростовщическими путами и

продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих

рынках.

В конце XIII в. под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани

ордынцы передают русским князьям. Затем из русских городов были отозваны

баскаки, что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно

вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.

Орда и русская церковь. Кроме того, монголо-татары старались открыто не

посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на их церковь

православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы

к любой вере, и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных

обрядов. Не без основания ордынцы нередко русское духовенство считали своим

союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а

папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период

ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою

очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей

церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось

от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с

чьей бы то ни было стороны.

Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Орды. Там их встречали

с почетом и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали самих.

Поводом к этим путешествиям бывало, как правило, получение ярлыка на

утверждение в должности. Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться

того, чтобы она оказала давление на князей в интересах церкви. Как правило, в

спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо

церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно

сносить их ярмо и покорно платить любую дань и пошлины.