Перцептивная сторона общения

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Выделяют несколько механизмов взаимопонимания в процессе общения: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

Идентификация - это отождествление себя с другим («уподобление себя ему»), это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением -эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - есть сочувствие, сопереживание. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Рефлексия это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

В процессе познания и понимания людьми друг друга может проявляться особый процесс – процесс стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.