Особенности информационной технологии управления персоналом в организациях различного типа
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
• областью функционирования предприятия или организации;
• типом предприятия или организации;
• производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
• принятой моделью управления организацией или предприятием;
• новыми задачами в управлении;
• существующей информационной инфраструктурой и т. д.
Организации (предприятия) можно разделить на три группы малые, средние ибольшие (крупные)
1. На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны:
· с решением задач кадрового и бухгалтерского учета, расчёта заработной платы;
· накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов,
· созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы,
· организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
Персонал малых предприятий работает в среде локальных вычислительных сетей различной топологией с организацией автоматизированного банка данных для концентрации информационных ресурсов предприятия.
Индивидуальные приложения и функциональная информация специалистов малого предприятия локализуются на уровне автоматизированных рабочих мест (АРМ), называемых рабочими станциями (РС) в локальной вычислительной сети. Автоматизированный банк данных используется для эффективной информационной поддержки работы верхнего звена управления. Поэтому на малых предприятиях наиболее целесообразна организация комбинированной информационной технологии, которая сочетает в себе распределенную обработку данных с централизацией информационных ресурсов в автоматизированном банке данных.
В качестве центральной вычислительной системы, реализуемой для организации автоматизированного банка данных, используются UNIX-сервер, мэйнфрейм или суперкомпьютер.
Комбинированная сетевая организация (рис. 1.1) автоматизированной информационной технологии имеет следующие преимущества:
• экономия эксплуатационных расходов;
• возможность эффективной реализации архитектуры «клиент-сервер»;
• высокая адаптивность к требованиям пользователей за счет широкого спектра вариантов сочетания аппаратных и программных средств и т. д.
Однако концентрация системы вокруг единственного сервера не всегда является лучшим решением, так как существуют жесткие ограничения на количество клиентов, подключенных к серверу. Увеличение числа клиентов приводит к замедлению реакции системы. Организация локальной вычислительной сети с одним информационным узлом концентрации вполне себя оправдывают только при реализации на малых предприятиях.
2. В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена имеет функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерны:
· расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы,
· организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т. д.
· производится наращивание возможностей различных форм организации хранения и использования данных: разграничение доступа, расширение средств поиска, иерархия хранения, классификации и т. д.
Для исключения узких мест в организации информационной технологии средних предприятий используется несколько серверов в различных функциональных подразделениях предприятия. Локальная вычислительная сеть средних предприятий представляет собой двухуровневую вычислительную сеть (рис. 1.2). На верхнем уровне такой сети организована коммуникационная среда для обмена информацией между локальными серверами, а на нижнем уровне — подключение локальных вычислительных сетей различной топологии каждого функционального подразделения к локальному серверу для обеспечения пользователям взаимного обмена информацией и доступа к корпоративным ресурсам.
3. В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей. Корпоративная информационная технология крупного предприятия имеет, как правило, трехуровневую иерархическую структуру (рис.1.3), организованную в соответствии со структурой территориально разобщенных подразделений предприятия:
центральный сервер системы устанавливается в центральном офисе,
локальные серверы – в подразделениях и филиалах,
станции клиентов у персонала компании, организованные в локальные вычислительные сети структурного подразделения, филиала или отделения.
В крупных организациях сложились две формы управления: централизованная и децентрализованная.
Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подразделений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.
Децентрализованная форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. В этом случае аппарат управления отделениями наделяется достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за конкурентоспособность продукции компании. Для высшего же руководства создаются реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и расширяющимися внешними контактами.
Основное отличие двух типов управления крупными фирмами заключается в организации автоматизированной информационной технологии.
При централизованном управлении технология ориентирована:
· на концентрацию информационных ресурсов в головном предприятии;
· на жесткое ограничение по уровню доступа к корпоративным данным.
При децентрализованном управлении наряду с концентрацией информации в корпоративных хранилищах данных выделяются информационные сегменты для каждой локальной вычислительной сети филиала или отделения.