Производственно-профессиональное обучение

Сформированная профессиональная деятельность должна: 1) достигать намеченной цели — воспроизводить продукт за­данного образца, 2) выполняться как последовательность дей­ствий и операций, реализующих требуемую технологию про­изводственного процесса, 3) отвечать установленной норме производительности (количество продукта в единицу времени), 4) быть сознательной, т. е. разумно выполняться, вызываться и управляться сознательной целью, 5) выполняться легко, сво­бодно, в быстром и равномерном темпе, с значительной мерой автоматизации навыков. Автоматизация освобождает сознание от контроля за осуществлением моторных, сенсорных и интел­лектуальных операций, устойчиво повторяющихся при выпол­нении действий. Но в поле сознания остаются цели, ради кото­рых выполняется действие, и условия, в которых оно протека­ет, а также его результаты. В основе образования навыков лежат пробные попытки. Без повторных практических попыток формирование навыков невозможно. Практические пробы про­текают как сознательные попытки воспроизвести определен­ные действия. Различают два главных пути обучения навыкам. Первое направление за основу берет выработку сенсорных дифференцировок, учит ориентирам действия и автоматизирует их восприятие, формирует сознательную установку на овладе­ние навыками, используя упражнения комплексного характера на осмысленных содержательных задачах, обучение трудовым навыкам происходит в процессе изготовления полезных вещей.

Второе направление за основу обучения берет выработку моторных дифференцировок, тщательную отработку всех эле­ментов действия, используя упражнения аналитического харак­тера на стандартных элементах, формальных задачах, их решению способствует знание результата и удовлетворение при его достижении. Путь к этому — закрепление элементов правиль­ного действия и постепенное их объединение в целостном дей­ствии. Такую методику можно назвать аналитической в отли­чие от другой — синтетической. Трудно однозначно ответить, какой из подходов «лучше». При аналитическом подходе снача­ла дело идет быстрее и легче, навыки отличаются большой чет­костью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отдельных элементов в целостные действия. Учение замедляется, а сформированные навыки ока­зываются иногда шаблонными и негибкими. При синтетичес­кой методике, наоборот, сначала дело обычно идет медленно и с трудом, однако затем учение ускоряется, а навыки отличаются гибкостью и легкой приспосабливаемостью. Эффективно фор­мирование навыков происходит в условиях формирования ори­ентировочной основы действия профессионального умения. Под ориентировочной основой действия понимается совокупность отраженных человеком объективных условий, на которые он реально ориентируется при выполнении действий.

Полисе развернутое содержание ориентировочной деятель­ности как ее нормативный образец при формировании конкрет­ного профессионального умения фиксируется в «учебной кар­те» (УК) (специально разработанный вид учебного пособия). На каждое учебное задание составляется отдельная карта. Ее образец дается в конце данного параграфа.

Учебная карта выполняет следующие функции: 1) фиксирует нормативное содержание деятельности, образец ее выпол­нения в процессе усвоения, что дает возможность контроля и коррекции — фактическое выполнение действий может сличаться с эталонным, 2) организует ориентировочную деятельность че­ловека по анализу задания и процесса его выполнения. На пер­вом этапе усвоения ученик, прочитывая очередной пункт УК, выполняет соответствующее действие, затем — следующий шаг и т. д. На следующем этапе ученик ориентируется указаниями УК в другой форме — карты у него уже нет, ко перед тем как выполнить очередное действие, он должен вслух проговорить его, «дать отчет» другому человеку. И если при этом он допуска­ет неточности, то контролирующий его поправляет, возвращает к тексту УК. Позже ученик должен будет уже не подробно рас­сказывать о выполняемой деятельности, а только называть сна­чала действия, а потом обобщенное название функциональных систем действий. Таким образом, ориентировочная деятельность меняет свою форму от этапа к этапу, принимая в конце форму умственной деятельности (интериоризация). Исполнительная же сторона формируемого умения всегда остается практической.

 

ВОПРОС 154