Проблемное обучение

Если человека постоянно приучать усваивать знания и уме­ния в готовом виде, можно и притупить его природные твор­ческие способности: «разучить» думать самостоятельно. В мак­симальной степени процесс мышления проявляется и развива­ется при решении проблемных задач. Психологический меха­низм происходящих процессов при проблемном обучении сле­дующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема — сложный теоретический или практи­ческий вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении»), у человека возникает состояние недоумения, удив­ления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек либо самостоятельно осуществля­ет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помо­щью учителя.

Учебную проблемную ситуацию можно охарактеризовать как психическое состояние мыслительного взаимодействия студента, группы студентов с проблемой под руководством преподавателя. Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новы­ми, парадоксальными фактами, разрушающими известную те­орию, между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обосно­вания. В общем, большинство проблемных ситуаций можно свести к случаям нехватки или избытка теоретической или фак­тической информации, (выделяют проблемные задачи с не­определенностью условий, с противоречивыми, недостающи­ми, избыточными, частично неверными данными и т. п.). Глав­ное, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это проти­воречие? Чем это объяснить?»

Выделяют основные условия успешного проблемного обу­чения: 1) необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы, 2) обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами, 3) информация, которую учащийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важ­ной в учебно-профессиональном плане, 4) проблемное обуче­ние реализуется успегнно лишь при определенном стиле обще­ния между преподавателем и обучаемыми, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. В результате такое обще­ние в виде диалога направлено на поддержание познаватель­ной, мыслительной активности учеников.

Проблемное обучение ставит своей задачей: 1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческихумений; 2) усвоение учениками знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при тра­диционном обучении; 3) воспитание активной, творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется: 1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и не извес­тного ученикам в рамках данной проблемы; 2) долей творчес­кого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Естественно, уровень проблемности дол­жен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.

Выделяют три основные метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность а самостоятельная исследовательская деятельность.

Частично-поисковый метод постепенно приобщает уче­ников к самостоятельному решению проблем; в ходе про­блемных семинаров, практических занятий, эвристических бе­сед ученики под руководством преподавателя решают пробле­мы. Преподаватель придумывает систему проблемных вопро­сов, ответы на которые опираются на имеющуюся, базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель дол­жен придумать возможные «подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную дея­тельность 3-го и 4-го уровней (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации).

Исследовательский метод предполагает, что ученики са­мостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, либо в НИРС) с последующим контро­лем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятель­ность 4-го уровня (творчество) и 4-й уровень наиболее эффек­тивных и прочных «знаний-трансформаций».

 

ВОПРОС 152