Методы обучения

Под методами обученияпонимают последовательное че­редование способов взаимодействия учителя и учащихся, на­правленное на достижение определенной цели посредством про­работки учебного материала. «Метод» (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знаний.

Форма обучения— это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Вы­деляют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, груп­повая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также та­кие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практичес­кое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и сте­пень участия самого ученика.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это сло­весные,практическиеинаглядные методы.

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения под­разделил на три большие группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познава­тельной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познава­тельной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Остановимся еще на одной классификации — на классифи­кации методов по характеру (степени самостоятельности и твор­чества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную клас­сификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скат-кип. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних струк­тур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и долж­ны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и само­стоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

 

 

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (пре­подаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, бесе­да, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение ин­формации и узнавание, в результате формируются «знания-знакомства»).

2. Репродуктивный метод (преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учеб­ный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д., в результате формируются «знания-копии».

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различ­ные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравни­вая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становят­ся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в про­шлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заклю­чается в организации активного поиска решения выдвину­тых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом» поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Та­кой метод, одна из разновидностей которого — эвристичес­кая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллок­виумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, по­становки проблем и задач и краткого устного или письмен­ного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают ли­тературу, источники, ведут наблюдения и измерения и вы­полняют другие действия поискового характера. Инициа-

тива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

ВОПРОС 149